Производные киберпанка

Особенности женского и мужского гардероба в стиле стимпанк

Особенности женского гардероба в стиле стимпанк:


  1. Корсеты. Они могут быть из кожи, бархата, мягко облегать фигуры или иметь более жесткую форму. Шнуровка может быть как декоративной, так и выполнять свои прямые функции – утягивать фигуру.
  2. Рубашки и блузы. Могут быть и классического фасона и использоваться для создания мужских образов. Но чаще всего это более женственные варианты с пышными рукавами, рюшами на лифе, имитацией жабо. Манжеты таких рубашек украшают кружевом или искусственным жемчугом. Если рубашки скрываю зону декольте, то блузы могут открывать ее и плечи, придавая образу сексуальность и пикантность.
  3. Многослойные юбки со сборками, стилизованные под эпоху правления английской королевы Виктории. Могут быть разной длины и в пол и мини, до колена. 4. Платья, также имитирующие моду конца 19 начала 20 веков.

Классические рубашки, галстуки эпохи, шейные платки, приталенные жилеты, пиджаки имитирующие фрак. Возможны и менее строгие варианты. Это образы с длинными приталенными пальто и плащами, узкими брюками, необычными кожаными жилетами, грубой неформальной обувью. Такие комплекты напоминают путешественника, авантюриста или одержимого техникой ученого, а не чопорного аристократа.

Дизельпанк

Действие дизельпанка охватывает промежуток реальной истории с начала Первой мировой войны до конца Второй, возведенный в абсолют: гигантские боевые машины на дизельном двигателе, непроницаемый смог городов. Дизельпанк представляют в двух интерпретациях: яркие двадцатые с буржуа и ар-деко, джазом и «Великим Гэтсби» Лурмана и мрачные пред- и поствоенные 40–50-е года. Для жанра характерны тяжелые реалии быта рабочего класса, растущая криминализация, тема пиратства, летающие крепости и гигантские роботы, начало роста городских зданий (первые небоскребы).

В кино: «Великий Гэтсби» База Лурмана, «Небесный капитан и мир будущего» Конрана, «Запрещенный прием», «Безумный Макс: Дорога ярости» 2015, с натяжкой — «Первый мститель». В литературе: «Обитаемый остров» братьев Стругацких, «Человек в высоком замке» Филиппа Дика, «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд. В играх: серия Wolfenstein как оккультный дизельпанк, Bioshock 1 и 2, Ex Machina.

Характерные черты стиля стимпанк в интерьере

Узнать этот стиль совсем несложно благодаря уникальному сочетанию, казалось бы, совсем неподходящих друг другу элементов. Смешение традиционной для викторианской эпохи мебели и различных необычных механизмов — это самая яркая черта симпанка. Дело в том, что этот стиль отражает иной мир, рожденный умом различных писателей. В том мире главенствующая роль принадлежит паровому двигателю, который и стал основой прогресса. Большие и маленькие механизмы, шестеренки и рычаги — все эти детали появляются в интерьере именно потому, что характерны для паровых машин.

Большое количество различных труб также характерно для стиля стимпанк. Дизайнеры не только красиво обыгрывают систему отопления и водоснабжения, которую в обычных интерьерах пытаются спрятать, но и размещают дополнительные трубы, играющие декоративную роль.

Особое внимание стоит обратить на различные летательные аппараты (дирижабли и воздушные шары), образы которых часто встречаются в интерьерах в стиле стимпанк. Это могут быть как графические изображения, так и уменьшенные копии настоящих аппаратов

Образы дирижаблей также навеяны соответствующей литературой и встречаются довольно часто.

Характерными цветами, часто встречающимися в интерьерах в стиле стимпанк, традиционно считаются все цвета коричневой гаммы, а также медный, бронзовый и черный цвет.

Материалы, используемые в отделке помещений, должны быть максимально натуральными. Стекло, камень, металл и дерево — именно эти элементы помогут вам реалистично оформить интерьер в этом стиле. Вы можете воспользоваться различными аналогами, но лишь теми, которые хорошо передают фактуру и цвет натурального материала.

Стимпанк в интерьере кухни

Именно в оформлении кухонь дизайнеры часто прибегают к стилю стимпанк. Изысканное сочетание благородного красного и черного цвета создает строгий и в то же время оригинальный интерьер. Дополняют такое цветовое решение бронзовые и медные цвета. Использование меди (самого материала) также очень характерно для этого стиля.

Если такие цвета кажутся вам слишком мрачными, то можно сделать дизайн и в более приятном глазу «легком» варианте. Кухонная мебель может быть коричневого или светло-коричневого цвета. Не забывайте, что хотя бы фасады должны быть из дерева (или его хорошей имитации).

Стимпанк в интерьере ванной комнаты

Выполненная в этом стиле ванная, несомненно, удивит любого человека. Часто для оформления этой комнаты используют дополнительные декоративные трубы и рычаги, сетью опутывающие помещение. Некоторые дизайнеры отказываются от мебели (тумбочек и шкафчиков в ванной) и создают их имитацию (с сохранением функциональных возможностей) из медных трубок. В качестве мойки также часто используется медь в сочетании с каким-нибудь «благородным» материалом. Особого внимания заслуживают краны, словно пришедшие в интерьер из 19 века.

Если вы хотите создать ванную в стиле стимпанк, то используйте плитку с тематическим рисунком. Образы дирижаблей и воздушных шаров наполнят помещение нужным вам настроением.

Стимпанк в интерьере гостиной

Этот стиль также прекрасно подходит для оформления гостиных. Теплые светло-коричневые или желтые оттенки создадут ощущение уюта, а тяжелая деревянная мебель поможет гостям комфортно разместиться. Лучше всего в таком интерьере будет смотреться мягкая мебель с кожаной обивкой, но можно использовать и текстиль. Помните, что мебель должна напоминать о викторианской Англии, выглядеть массивно и в то же время стильно. Современная многофункциональная мебель не впишется в подобный интерьер

Также вам стоит обратить внимание и на современную технику. Существуют специальные стилизованные модели телевизоров и ноутбуков, но стоят они довольно дорого

Вы можете самостоятельно «ввести» в интерьер гостиной телевизор, сделав, например, рамку из медных труб по его периметру. Такое оформление поможет вам сохранить целостность интерьера.


Многие дизайнеры размещают в подобных гостиных камины, которые выглядят как паровой котел. Такой элемент подойдет только для больших помещений, но вы всегда можете сделать имитацию камина или даже использовать его графическое изображение.

Откуда берутся детали интерьера и аксессуары в стиле стимпанк

Основная проблема, с которой сталкиваются владельцы квартир, решившие создать интерьер в стиле стимпанк, — это отсутствие готовых аксессуаров и элементов декора.

Выискивать их приходится в различных магазинах (начиная от магазинов рукоделия и заканчивая строительными), на рынках среди старьевщиков и по объявлениям в интернете. Многие элементы декора создаются своими руками из вещей, уже отживших свой век.

[править] Стимпанк IRL

Механический цомпутер. А тебе слабо?

Помимо собственно паровых, были, и ничего не мешает сделать вновь, просто механические устройства уровня Кулибина — механические часы (настенные, наручные), механические счётные машины, пишущие машинки, кассовые аппараты, механические фотоаппараты, кинокамеры, механические проигрыватели звукозаписи (фонограф, граммофон, патефон). При этом, граммофоны с паровым двигателем — реально существовавшие аппараты. Навешать на всё это свистелок и перделок — и стимпанк готов!

Самый большой в мире паротурбовоз, существовавший в 1944-49 гг. Разгон до 180 км/ч, рельсы негодуют

Хотелось бы также добавить, что сами по себе классические паровые машины тяжелы и неэффективны, поэтому, собственно говоря, «век пара» и закончился. «Неклассические» сиречь турбины, работающие при , пашут на большинстве нынешних электростанций. Хотя существовали паротурбовозы, которые представляли собой собственно всё тот же паровоз, только с паровой турбиной вместо классической «олдскульной» паровой машины с поршнями, коромыслами, дышлами шатунами и прочей лабудой. Не взлетели, в первую очередь потому, что паровая машина имеет практически ровную кривую крутящего момента и не нуждается в коробке передач (штоки поршней у паровоза крепятся напрямую к колёсам), тогда как паровая турбина рассчитывается на некоторую оптимальную частоту вращения, обычно довольно большую, и потому требует большого и тяжёлого редуктора, так что никакого выигрыша не получалось. Вдобавок, поскольку большинство турбопаровозов работали по старинке, выбрасывая пар в атмосферу (замкнутый цикл довольно тяжело организовать на движущемся локомотиве и популярности он там не снискал), выигрыш в КПД был минимален — паровозы замкнутого цикла не сильно уступали турбинным.

У любителей классических паровозов сия вундервафля вызывала баттхёрт и разрыв шаблона и считается анальным извратом, так как вместо милого их сердцу «чух-чух-чух» оно при езде просто жужжит и свистит как современный реактивный самолёт, несмотря на то, что штуковина выглядит тоже вполне себе стимпанково. А крупные быстроходные корабли, особенно военные, до сих пор передвигаются за счёт паровых турбин.

Фэнтезийные производные[править | править код]

Исчезающий Чеширский Кот из книги Кэролла «Алиса в стране чудес». Рисунок Джона Тенниела.

Дримпанкправить | править код

Дримпанк (англ. dreampunk: dream — сон) концентрируется на алхимической силе сновидений и исследовании контркультур. Испытывает влияние классических литературных жанров (например, магический реализм), мифологии, процессориентированной психологии (англ.), архетипов Юнга и шаманизма. Дримпанк вдохновляется «логикой сновидений» или сказочной реальностью. Повествование многоуровневое, отчего может интерпретироваться поверхностно либо же пугать архетипическими ссылками на алхимию, оккультизм и психоанализ.

Примеры: фильмы Дэвида Линча, книга Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес».

Мифпанкправить | править код

Мифпанк (англ. mythpunk) совмещает фольклорные, мифические штампы с постмодернистскими фантастическими особенностями. Термин в 2006 году предложила Кэтрин М. Валенте, выпустив цикл книг «Сказки сироты». Автор использует мифологические персонажи для развития художественного замысла, а не пересказывает мифы. Выражается и в прозе и в поэзии.

Примеры: книги Екатерины Седиа, Нила Геймана, Адама Кристофера, Джона Кроули, Амаля Эль-Мохтара, Роуз Лемберг, Шветы Нараян.

Ститчпанкправить | править код

Ститчпанк (англ. Stitchpunk: stitch — стежок) показывает мир, где главными действующими лицами являются живые куклы. Жанр появился после выхода мультфильма «Девятый» (2009) Шейна Экера. Другие примеры: консольная игра «LittleBigPlanet», мультфильмы «Кошмар перед Рождеством» (1993), «Коралина в Стране Кошмаров» (2009), «Франкенвини» (2012), аниме «Rozen Maiden», игра «Showdown Bandit»[источник не указан 171 день].

Эльфпанкправить | править код

Эльфпанк (англ. elfpunk: elf — эльф) — поджанр городского фэнтези, где с паровой машиной и прочими технологиями Европы XIX века уживаются магия и фэнтезийные расы: гномы, орки, эльфы.

Примеры: игра Arcanum, роман Алексея Пехова «Пересмешник», повесть Сергея Лукьяненко и Ника Перумова «Не время для драконов», книги американской писательницы Холли Блэк.

Манапанк (англ. Manapunk от «мана») — поджанр технофэнтези, в котором магия используется как вид топлива с высоким КПД, приводящим в движение различные механизмы.

• Стимпанк – триумф механического искусства

Сочетание механики, воображения и верности викторианскому стилю привели к тому, что появился такой неподражаемый стиль как стимпанк.

Стимпанк – это направление самого разнообразного креатива на основе идеи, что мир застыл на технологиях второй половины XIX века и развивал их дальше, достигнув наивысшей точки. Представленная технологичная жизнь буквально кипит: по дорогам мчатся паромобили, в небесах плывут парожабли, в океане ведут бой пароносцы.

Английские трущобы, населенные озлобленными фабричными рабочими, серое пасмурное небо, пепельный дым заводских труб – романтический антураж для творцов стимпанка, который представляется весьма аутентично. И из такого мрачного «панковского» направления художники, писатели и дизайнеры создают неподражаемые шедевры практически во всех областях искусства!


Перед вами коллекция самых необычных и оригинальных образцов этого направления, которые окунут вас в альтернативный ход истории.

Стимпанк очки, или как их еще называют гогглы, являются важным атрибутом настоящих ценителей жанра.

Возникновение жанра

Утопии о летательных аппаратах XVIII столетия

Хотя многие работы, которые теперь признаются стимпанком, были опубликованы в 1960-х и 1970-х годах, сам термин стимпанк в апреле 1987 года как ироничный вариант слова «киберпанк» придуман писателем Кевином Джетером. Он пытался найти общий термин для произведений «The Anubis Gates» Тима Пауэрса (1983), «Homunculus» Джеймса Блэйлока (1986), и собственных работ «Ночь Морлоков» (1979) и «Infernal Devices» (1987). Во всех этих произведениях мир находился на уровне технологий XIX века, а стиль повествования подражал викторианской фантастике, такой как роман Герберта Уэллса «Машина времени». В своём письме в редакцию научно-фантастического журнала Locus, напечатанном в номере за апрель 1987 года, Джетер писал:

Издание романа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (точнее «Разностная машина» или «Дифференциальный исчислитель»; The Difference Engine, ) привлекло большое внимание к жанру и значительно повлияло на его дальнейшее развитие, именно после этого романа стимпанк начал приобретать всё бо́льшую популярность среди читателей.

Предтечи стимпанка

Большое влияние на создание произведений в жанре стимпанк оказала (и продолжает оказывать) научно-фантастическая литература XIX века. Это, в частности, работы Жюля Верна, Герберта Уэллса, Марка Твена и Мэри Шелли.

Одним из наиболее известных ранних примеров стимпанка является подводная лодка «Наутилус» Капитана Немо из экранизации книги «20 000 льё под водой» студией Уолта Диснея. Роман «Titus Alone» (1959) Мервина Пика предвосхитил многие основы стимпанка. Телесериал «Wild Wild West» (1965—1969) был одним из первых произведений, где проявились основные черты стимпанка. Фильм «Бразилия» (1985) оказал сильное кинематографическое влияние на жанр.

Многие литературные произведения, ныне причисляемые стимпанку, появились задолго до введения самого термина «стимпанк» Кевином Джетером для характеристики своей книги «Ночь морлоков». Более ранние книги, такие, как «Worlds of the Imperium» Кита Лаумера (1962), «Queen Victoria’s Bomb» Рональда У. Кларка (1967) и и «Warlord of the Air» Майкла Муркока изображали миры, близкие определению «стимпанк». Гарри Гаррисон в своём романе «Да здравствует Трансатлантический туннель! Ура!» (1973) изображает альтернативное развитие Британской империи к 1973 году с атомными локомотивами, летающими лодками, работающими на угле, богато украшенными субмаринами и диалогами подчёркнуто викторианского стиля. В феврале 1980 года Ричард А. Лапофф и Стив Стайлз опубликовали первые главы своего комикса «The Adventures of Professor Thintwhistle and His Incredible Aether Flyer», который также часто относят к стимпанку.

Футуристические производные

Викторианский район Дистиллери (англ.) в Торонто, Канада

См. также: Антиутопия

См. также: Постапокалиптика

Представления о мире будущего могут строиться в его последовательном мирном развитии, либо вследствие войн и катастроф. Постапокалиптический мир выступает, скорее, пародией по отношению к более широко распространённым сюжетам на темы социального и технологического упадка.

Биопанк

Основная статья: Биопанк

Биопанк (англ. biopunk: biology — «биология») или Генпанк (англ. genepunk) — направление в научной фантастике, посвящённое социальным и психологическим аспектам использования генной инженерии и применения биологического оружия.

Примеры: «Священный огонь» (1996) Брюса Стерлинга, «Рибофанк» (1996) Пола Ди Филиппо, «Заводная» (2009) Паоло Бачигалупи, BioShock 1 и , серия игр Resident Evil.

Нанопанк

Основная статья: Нанопанк

Нанопанк (англ. Nanopunk) — направление в научной фантастике, посвящённое социальным и психологическим аспектам применения нанотехнологий. Изображается возможное будущее, в котором активно применяются нанотехнологии.

Примеры: «Алмазный век» (1995) Нила Стивенсона, «Эволюция вверх ногами» Станислава Лема.

Посткиберпанк

Основная статья: Посткиберпанк

Посткиберпанк (англ. Postcyberpunk) опровергает прежние представления об ужасах будущего, описывает техническое развитие общества ближайшего будущего и происходящие при этом процессы не так мрачно, как это преподносится киберпанком, изобилует политической и социальной сатирой, нередко высмеивает каноны самого киберпанка. Например, в романе Владимира Войновича «Москва-2042» Советский Союз вследствие истощения нефтяных месторождений «коррупционистами» перешёл на эксплуатацию «парогрузовиков» и «паровых бронетранспортёров», а по нефтепроводу «Дружба» на Запад как сырьё для биотоплива поставляется «вторичный продукт», то есть фекалии.

Примеры: японский аниме-сериал «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (2002); роман Владимира Войновича «Москва-2042». Сюда относится и предстоящий фильм «Смертные машины» Кристиана Риверса.

  • Гринпанк (англ. greenpunk: green — «зелёный») или Solarpunk (лат. solar — «солнечный») описывает мир торжества чистых технологий в гармонии с природой.
  • Киберпреп (англ. cyberprep: «cyber-» — «кибернетика» и «preppy» — «преппи») представляет утопическую, мирную жизнь киберпанка. Технологии направлены на улучшение внешнего облика и досуга людей. Пример: книга «Уродина» (2005) американо-австралийского писателя-фантаста Скотта Вестерфельда.

Либерпанк

Основная статья: Либерпанк

Либерпанк (от liberalism + punk) описывает антиутопический мир гипертрофированного западного образа жизни с антиглобалистскими и антилиберальными настроениями.

Примеры: «Конец истории» Ф. Фукуямы, «На следующий год в Москве» (1993) Вячеслава Рыбакова, «Война за „Асгард“» Кирилла Бенедиктова, «Убить Миротворца» Дмитрия Володихина, «Московский лабиринт» Олега Кулагина, повести и рассказы Михаила Харитонова.

Утильпанк

Утильпанк (англ. Salvagepunk) показывает антиутопический, постапокалиптический мир с новым взглядом на старые вещи, ценность которых определяется не деньгами, а функциональностью и подвластностью переделке. В этом поджанре отразились проблемы современности — перенаселение, общество потребления, социальное расслоение, экологические и мусороперерабатывающие проблемы. Утильпанк изображает поляризованный мир, где ложные мечты о ярком будущем часто строятся за счёт самых обездоленных и бесправных на фоне кризиса и надвигающейся катастрофы. Мир не оканчивается масштабной трагедией (ядерным взрывом, вторжением инопланетян, природной катастрофой), но рушится медленно, обнажая истощение Земли. При этом, прослеживается утопическая идея — надежда на возможность восстановить разрушенный мир с помощью оставшихся от него осколков и мусора.

Примеры: «Рельсы» (2013) Чайны Мьевиля, «Пикник на обочине» братьев Стругацких; трилогия «Безумный Макс», фильмы «Взлётная полоса» (1962), «12 обезьян» (1995), «Жилая комната (англ.)» (1969), «Судный день» (2008), «ВАЛЛ-И» (2008), «Кин-дза-дза!».

Обратите внимание на детали

Стимпанк – стиль в одежде не терпящий небрежного отношения к деталям. Главное дополнение костюма – шляпа и перчатки.

В зависимости от направления, к которому относится костюм, перчатки могут быть:

  1. Короткие кожаные митенки со шнуровкой и металлической фурнитурой. Подойдут для техничных образов.
  2. Высокие или коротки перчатки из бархата и атласа украшенные кружевом или цветами, бусинами искусственного жемчуга с добавлением мелких металлических деталей. Дополнят образ в викторианском стиле.
  3. Перчатки из кожи до локтя или кроткие обильно украшенные пряжками, имитацией шнуровки, механическими элементами – характерны для фэнтази направления.

Фасоны шляп также позволяют разгуляться фантазии. Это могут быть маленькие дамские шляпки, крепящиеся на макушке, украшенные перьями, кружевом цветами. Полноразмерные цилиндры и котелки, украшенные шнуровками, заклепками, имитацией механизмов носят и девушки и мужчины.

Широкие грубые ремни с патронташами или обильно украшенные пряжками и ремешками, металлической фурнитурой дополнят образ стимпанк леди. Более гармоничный и приближенный к викторианской эпохе костюм получится, если использовать винтажные веера и зонты.

Немаловажными деталями стимпанк образа являются макияж и прическа. Волнистые укладки в ретро-стиле или высокие имитирующие прически конца 19 века встречаются чаще всего. Но технологичный образ могут дополнить и волосы, заплетенные в косы, украшенные розами из ткани.

Макияж выполняется в приглушенных тонах, текстуры матовые и спокойные. Оттенки теней должны гармонировать с цветом костюма, а губы могут быть как нежного нюдового оттенка, так и насыщенного темно-красного или бордо. Можно сделать легкий макияж и дополнить образ бодиартом, нарисовав на лице шестерни или другие характерные для стиля элементы.

В интерьере гостиной


Гостиная в стиле паропанка может быть обустроена с помощью мягкой кожаной мебели темно-коричневого цвета. Окна занавешивают тяжелыми шторами с классическим витым узором. На стенах семейные портреты чередуются со старинными картами под стеклом в бронзовых рамах. На стеллажах вольготно расположились потрепанные жизнью ящики, подзорная труба на позолоченной подставке, компас и барометр странной конструкции. На полу мягкий ковер все того же коричневого цвета, а стену украшают бежевые обои с ненавязчивым рисунком карты мира. Один из углов может быть «поврежден временем»: на нем нет обоев, зато оголилась часть кирпичной кладки. Журнальный столик выполнен из сочетания стекла и латунных трубок. Вместо светильника на нем стоит оригинальная композиция из трубок, болтов и шестеренок, которая увенчана простой лампой накаливания. Тумба под телевизор декорирована под листы металла с грубыми заклепками, а само чудо техники выглядит словно одно из окон Наутилуса капитана Немо.

Виды течения

Стимпанк как субкультура и связанное с ней модное направление, имеет несколько течений:

  1. Классический (викторианский). Образы менее эпатажные, основанные на имитации костюмов конца 19 века или использования их отдельных элементов. Именно это направление находит отражение в коллекциях известных модных домов (мужская коллекция 2012 года «Prada»).
  2. Технологический. Предполагает жесткие формы и грубые силуэты. Обильное декорирование с использованием кожи, металлической фурнитуры. Образы похожи на костюмы первопроходцев. Для мужчин это выражается в длинных полуприталенных плащах, пальто из кожи или плотной шерсти, широкополых шляпах или цилиндрах. Женские образы основаны на использовании жестких корсетов, коротких многослойных, пышных юбок.
  3. Фэнтезийный. Неограниченный полет фантазии, дерзкие, карнавальные образы, построенные на использовании аксессуаров. Допустимы необычные корсеты-жилеты, обильно украшенные шестернями, элементами механизмов, металлической в стиле индастриал фурнитурой.

Если говорить о стимпанке как о литературном направлении, то выделяют:

  1. Дизельпанк. Действие переносится в более позднее время начало 20 века или даже в альтернативное будущее победивших паровых технологий.
  2. Фэнтезийный. Описывает несуществующие миры, напоминающие Англию конца 19 века, в которых магия соседствует с технологиями.
  3. Исторический. Основа сюжета – реальная история, перенесенная в мир стимпанка.

Что такое стиль Steampunk?

Название своеобразного стиля возникло из сочетания двух английских слов:

  1. «steam» – пар, ставший символом изобретений 19 века;
  2. «punk» – тенденция относится к бунту, восстанию, нарушению обычных закономерностей.

Таков steampunk, сочетающий викторианскую элегантность, удивляющий панковой перчинкой, неочевидным выбором акцентов, прямо из темного механизированного мира. Стиль таинственный, немного мистический.

Steampunk, известный как Victorian Science Fiction, изначально был научной фантастической тенденцией, стилистически относящейся к викторианской эпохе, временам промышленной революции. В ней было создано темное промышленное видение прошлого, изобретения, которые так и не появились. В литературе авторы часто ссылались на работы:

  • Жюля Верна;
  • Герберта Джорджа Уэллса;
  • Артура Конан Дойла.

Тенденция осела в других областях культуры – кино, комиксах, моде, компьютерных играх. Это сочетание викторианской темноты с индустриальной элегантностью, машинами девятнадцатого века. Архитекторы интерьеров также черпают вдохновение из этой эстетики.

В интерьере присутствует:

  • множество старой древесины, полной характерных изменений цвета, трещин;
  • большое количество меди;
  • сталь;
  • стекло.

Стимпанк немного индустриален, но городской шик определенно уступает место викторианским, винтажным элементам.

[править] А собственно почему -панк?

Стимпанк такой панк…

В каком-то плане паропанк является продолжением известной киберпанковской формы сюжета «high tech, low life», что однако соблюдается не всегда, например в солнечной и беззаботной Колумбии из игры «BioShock Infinite» «low life» есть только у нигров и коммунистов, ибо нефиг, а так идилия полная. Для того времени технологии там высокие, просто фантастические, никогда не достигнутые не то что в реальности мира пара, а часто и мире электричества. Просто без технологических прорывов, тупо и упорно развивая старое направление. О «low life», грязи, преступлениях из мелочности и зверином эгоизме героев в большинстве относимых к так называемому «паропанку» произведений речь если и идёт, то вскользь и эффект на контрасте с благородными манерами получается ещё более резким.

Используют же слово паропанк преимущественно восторженные школьники и исключительно по совокупности внешних признаков сеттинга, то есть просто описания мира, а не фабулы, не мотивации персонажей, не позиции рассказчика, как это было у дедушки Гибсона. Да и вообще, с некоторых пор стимпанк выродился в чисто внешнюю атрибутику, в рамки которой можно запихать вообще какой угодно сюжет и какую угодно идею.

Исключение составляет, пожалуй, только один добрый японский дедушка, самозабвенно творящий в стиле стимпанка и дизельпанка шедевральнейшие произведения, наполненные бесчисленными слоями глубинного смысла, сохраняя при этом неизменный оптимизм, жизнерадостность и эстетику счастливого детства с голубым небом и ветром в лицо. Хотя и тут, вероятно, наличие паровых летающих вундервафель объясняется банально: Маэстро рос в семье авиаконструкторов и мечтал стать пилотом, но не получилось, вот до сих пор и сублимирует любовь ко всему дымящему, грохочущему, стрекочущему и летающему в своих мультфильмах. Или, наоборот, получил больше этой эстетики, чем если бы сбылась его летучая мечта — жизнь пилота IRL всё-таки не такая, как бы это сформулировать, крапивинская.

Стимпанк

Промышленная революция шагает по планете, не щадя никого: ни корсетов и эстетики викторианской Англии, ни паровых двигателей и нарочито преувеличенных аппаратов. Стимпанк — самый известный поджанр киберпанка, и он едва ли не популярнее своего родителя. Когда ты видишь горы песка, круглые сварочные очки и затейливые кружева, то знай: ты попал в стимпанк. Главное отличие от киберпанка — социальное неравенство и возможность сделать яркий и веселый мир. Стимпанк может сыграть роль обертки, и его создателям открыта дорога к жонглированию темами, не привязываясь к угнетенным и угнетателям. В его состав также могут входить как клокпанк (эстетика творений Леонардо да Винчи и часовых механизмов), так и теслапанк (ярко-синее электричество повсюду).

В кино: «Дикий, дикий Запад» с Уиллом Смитом, «Ходячий замок» гения Хаяо Миядзаки, «Безумный Макс» любого года, сериал «Цельнометаллический алхимик». В литературе: «20 000 лье под водой» Жюля Верна, «Машина различий» Гибсона, «Вокзал потерянных снов» Мьевиля. В играх: серия Dishonored, Fable III, Bioshock Infinite, серия Thief.


С этим читают