Кухня в стиле бидермейер

Мебель

Она – часть стиля и должна ему строго соответствовать. Обстановка формируется множеством предметов, оставляя при этом много свободного места. В комнатах присутствуют несколько разных видов стульев, обеденный стол, являющийся центральной частью, а вдоль стен расставляют небольшие шкафы со стеклянными дверцами. Дополнить все это можно этажеркой, небольшим трюмо или бюро, если позволяет свободное место и общая площадь помещения.


Мягкая мебель представлена низкими креслами, в которых можно удобно развалиться, широким диваном, а также множеством удобных мелочей – пуфиками и скамейками для ног, разнообразными полочками, а также подставками, креслами – качалками

Важно грамотно расставить все это в помещении, чтобы оставалось много свободного пространства и если этого не удается добиться, отказаться от некоторых деталей обстановки

Примечания

  1. Тарасов Ю. А. Бидермайер в немецко-австрийской живописи романтического и послеромантического времени // Проблемы изобразительного искусства XIX столетия. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — С. 69-70
  2. Эйхродт, Людвиг // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. В. Г. Власов . Бидермайер // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб.: Азбука-Классика, т. II, 2004. С. 173—180
  4. Сарабьянов Д. В. Художники круга Венецианова и немецкий бидермайер // Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980
  5. Jiří Rak, Radim Vondráček, Lawrence Jenkins, Claudia Terenzi. Biedermeier: art and culture in Central Europe, 1815-1848. — Skira, 2001. — С. 193. — 268 с.

Отделка интерьера

Для отделки интерьера в стиле бидермейер подойдут самые классические отделочные материалы – традиционные бумажные обои, краска и штукатурка. Вы можете выбирать тот вариант, который более приемлем для вас и вашей ситуации, например, для спальни и гостиной подойдут бумажные обои, для кухни и ванной – краска, а для прихожей – штукатурка

Очень важное требование при отделке стен – они должны быть полностью однотонными. Никакие, даже самые минимальные узоры не допустимы

Простые гладкие стены – важное требование стилистики. Что же касается цвета стен, то он должен быть выдержан в теплой цветовой гамме.

Потолок, так же как и стены, должен быть максимально простым и гладким. Тут так же не допустимы узоры и рисунки. Достаточно выкрасить потолок белой или любой другой светлой краской. Если вам хочется немного оживить интерьер, вы можете добавить на потолок неброский декор – маленький карниз или сдержанную лепнину. Также очень хорошо для отделки помещения подходит современный натяжной потолок. Он отвечает всем требования стиля: такой потолок очень гладкий, однотонный и может быть выполнен в любом светлом цвете.

Классический вариант для отделки пола – паркет. Впрочем, это довольно дорогой и не слишком износостойкий вариант, так что вы можете отдать предпочтение более современному материалу. Подойдет ламинат, и даже линолеум (очень дешевое напольное покрытие). Главное, чтобы эти материала имитировали натуральную древесину своим внешним видом.

Осталось определиться лишь с завершающими элементами отделки интерьера, а именно с оконными рамами и дверными проемами. Если вы строите свой дом, то старайтесь сделать окна максимально большими, чтобы они пропускали как можно больше естественного света в комнату. В качестве межкомнатных дверей лучше всего выбирать так называемые двустворчатые двери «болтушки».

История происхождения

Бидермейер ― одна из ветвей романтизма, последовавшего за величественным и торжественным ампиром. Зародился этот стиль на фоне нестабильной политической ситуации в Германии.

Пребывая в меланхоличном настроении, горожане старались:

  • прятаться от реальности;
  • погружаться в семью и круг друзей;
  • искать романтику в повседневности.

Первоначально стиль воплотился в живописи, сюжеты которой воплощали идиллическую привлекательность мира обывателя.

Живописные произведения отличаются:

  • небольшим форматом полотен;
  • акцентированием мелких деталей;
  • утонченной манерой письма.

Этот уютный и простодушный стиль постепенно распространился на:

  • моду;
  • прикладное искусство;
  • интерьер помещений;
  • мебель.

Бидермейер в одежде наиболее ассоциируется с женским платьем. Мода XIX столетия стала более простой, функциональной и комфортной.

Дамская одежда была представлена:

  • платьями с приталенным силуэтом, декольте и широкими рукавами;
  • изысканными шляпками;
  • широкими юбками, по форме напоминающими колокол.

Гардероб для мужчин включал рединготы, жилеты, цилиндры и зауженные брюки со штрипками. Значимым аксессуаром являлась трость.

В интерьерах большое значение уделялось:

  • сбалансированности пропорций;
  • светлым палитрам;
  • простоте форм.

Важная особенность — обустройство «чистой комнаты», в которой принимали гостей. В мебели выше всего ценились удобство и функциональность, а декоративности была отведена второстепенная роль.

Главные нюансы стиля


Чтобы воссоздать у себя дома уникальную стилистику бидермейер, нужно отталкиваться от ее базовых характеристик и особенностей:

Очень важно, чтобы помещение, выделенное под данную стилистику, было достаточно просторным и светлым. Каждый предмет интерьера пропитан сентиментальным романтизмом. В целом весь дизайн выглядит достаточно интимно. Теплый домашний уют – обязательное требование стилистики. Три главных краски интерьера – желтая, коричневая и багровая. С их помощью создается фон, и расставляются яркие цветовые акценты. При этом цвет мебели должен соответствовать тонам светлых пород древесины. Идеальный материал для мебели – груша, вишня, клен и орех

Никакой экзотики. На обивке мебели допускаются узоры, например, цветочный или полосатый. Круглые формы присутствуют буквально во всем, будь то элементы декора или предметы мебели. Острым углам в данном дизайне нет места. Их заменяют плавные линии. Потолочные балки – непременный атрибут стиля.

Как использует камень бидермейер-архитектура?

Бидермейер в интерьере гостиной узнаваем по мраморному камину с большой полкой, заставленному статуэтками и миниатюрами. Он не слишком большой и легко вписывается в общее настроение помещения.

Его можно увидеть на кухонных подоконниках и в качестве столешницы. Сегодня в Минске для подоконников собственники выбирают светлый кварцевый агломерат, но в 19 веке предпочтение отдавалось исключительно мрамору. Столешница из натурального камня воплощала практичность, столь свойственную стилю. В интерьере бидермейер кухни изготавливались исключительно из дерева и камня. Сосна отлично гармонировала с темным мрамором и гарантировала долговечность.

Без натурального камня не обойтись при отделке ванной комнаты ни сегодня, ни 200 лет назад. Использовали натуральный камень в качестве напольного покрытия. Нередко им отделывали стены до пояса.

Особенности отделки помещения

При отделке помещения можно применять самые обычные материалы, доступные в строительном супермаркете.

Пол

Идеальным вариантом напольного покрытия является паркет. Этот натуральный материал отличается экологической чистотой и долговечностью. Альтернативный вариант — имитирующий дерево ламинат.

Потолок

Простота и скромность должны преобладать.

Важными особенностями являются:

  • светлые тона;
  • идеально ровная и гладкая поверхность;
  • отсутствие узоров и резных элементов.

Стены

Оформление стен выполняется при помощи традиционных материалов: бумажных обоев, натуральной ткани, штукатурки или краски. Их выбирают в зависимости от характеристик помещения.

Цветовая гамма должна быть светлой и теплой:

  • сливочной;
  • молочной;
  • розовой;
  • голубой;
  • коричневой.

Классический вариант дизайна ― однотонное оформление стен, возможно, с незатейливым и легким узором.

Истоки

Бидермейер как стилевое направление сложился после 1815 года, был особенно популярен в 1820-40 годах и сохранился до конца столетия. Он стал ответом на окончание наполеоновских войн; его основополагающая особенность — полное отрицание предыдущих классических стилей с их любовью к античным формам Греции и Древнего Рима. Любопытно, что название стиля возникло гораздо позже; оно произошло от журнальных карикатур, высмеивающих приземленные вкусы выдуманного господина Бидермейера (в переводе с немецкого — «бравый (или простодушный) господин Майер»).

Романтический бидермейер пришел на смену пафосному ампиру и быстро распространился на территории Австро-Венгрии и в соседних странах. Бидермейер стал отражением провинциальных буржуазных вкусов. Его эстетика — это мир вещей, способных обеспечить домашний уют. Расцвет стиля в России пришелся на пушкинские времена; его влияние проявилось не только в интерьере, но и в одежде, прическах, живописи.

С отголосками ампира Источник winenot.me

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Мари_Мэри

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Стиль бидермейер в интерьере. Часть 1 Бидермейер – заковыристое словечко. Однако, обозначает это слово понятие как раз простое и обыкновенное.

Художественный стиль бидермейер – стиль упрощенный, лишенный вычурности и аристократизма. Очень часто мы устраиваем и оформляем свой дом по правилам именно этого стиля. Потому что бидермейер – это стиль домашнего уюта, житейской непритязательности и простых земных радостей.

Его еще называют мещанским или обывательским. Только не нужно сразу же давать негативную оценку этому стилю. Давайте для начала разберемся, что он собой представляет, какие достоинства и недостатки имеет и для какого дома подходит.

История стиля

Возник стиль бидермейер в начале 19 века в Германии. А названием своим обязан имени Готлиба Бидермейера (псевдоним немецкого поэта Людвига Айхродта). Одним из персонажей его ироничных произведений был провинциальный школьный учитель, которого отличали мещанские вкусы, обывательские интересы и полное довольство своей жизнью.

Стиль этот очень быстро утвердился в Германии и Австрии. Причем не только в быту, но и в искусстве. И вот в чем парадокс: именно в Европе к этому стилю относились и продолжают относиться иронично, считая бидермейер стилем мещан и людей с невысокими эстетическими запросами.


В Россию бидермейер пришел во времена Пушкина. И хотя буржуазная философия этого стиля мало соответствовала общим настроениям эпохи, в России стиль бидермейер прекрасно вписался в интерьеры дворянских домов, помещичьих усадьб и даже царских дач.

Бидермейер сменил пафосный ампир и утвердился за счет бытового комфорта, домашнего уюта и удобства. Собственно говоря, и появился этот стиль как раз в результате поиска простых истин и жизненных ценностей, умиротворенности и покоя. А в дальнейшем именно он стал показательным примером того, как при помощи скромных средств можно решить проблему лаконичного и стильного интерьера.

Философия стиля

Характерной и даже отличительной чертой стиля бидермейер можно назвать своеобразную поэтизацию мира вещей, отражающего мещанское мировоззрение. И одновременно – простота и непритязательность. Кстати, дословный перевод слова «bieder» – простодушный, обывательский. Исторически интерьер в этом стиле несимметричен и непропорционален. Главный девиз – уют и комфорт, главный мотив – цветы и полосы.

Основной акцент стиля направлен на создание уютной и спокойной атмосферы дома, где жизнь течет неспешно и приятно. Впрочем, стремление к спокойной и размеренной жизни, положенное в основу этого стиля, вполне объяснимо. Череда войн и революций просто вынудила людей искать умиротворения в повседневности и в устроенности быта.

Бидермейер, в первую очередь, стиль жилого (бытового) интерьера. Именно поэтому он максимально отвечает насущным человеческим потребностям: удобству, практичности, функциональности. Этот стиль – наглядный пример того, как возникает единство духовного и предметного мира людей.

Бидермейер иногда называют упрощенным ампиром. В основе его художественной выразительности лежат античные мотивы. Но в отличие от ампира он упраздняет имперскую пафосность дворцовых колонн и отдает предпочтение мягким и округлым формам. Можно сказать, что бидермейер из всех интерьерных стилей отбирает именно то, что близко по духу среднему классу и обыкновенному человеку.

Советы по оформлению интерьера

Создавая интерьер в стиле бидермейер, стоит помнить, что это направление дизайна не имеет строгих ограничений и допускает взаимопроникновение с другими стилями, если для владельца помещения это удобно и практично. Благодаря этому в него теоретически вписываются даже восточные аксессуары, а настоящие ценители колорита прошлых веков могут организовать отдельную курительную комнату в собственном доме, и это не будет выбиваться из общей стилистики.

Обставляя различные помещения, ни в коем случае не жалейте денег на мебель – ее должно быть реально много, потому что для бюргера наличие пустого пространства – это и непрактичность, и своеобразное признание собственной бедности. В гостиной, например, не просто может, а даже должно быть более одного стола. Один, конечно, является центральным, он способен собрать вокруг себя большую компанию и служит в том числе для обедов. Дополнительный стол поменьше ставится где-нибудь в углу, его специфическое назначение зависит от того, как любят проводить время хозяева и их гости.

В наши дни функции шкафов нередко выполняют те же кровати, в которых есть ящики для хранения вещей, но они появились в продаже лишь сравнительно недавно, а в позапрошлом веке хозяевам приходилось обзаводиться массой различных шкафов и комодов. Соответственно, стилистика требует, чтобы они присутствовали, а какое-нибудь бюро тех времен станет центровым объектом всего дизайна.

Впрочем, гостиная – это помещение для отдыха, а значит, здесь должно быть много кресел и диванов с мягкими спинками и пуфами. Бюргер, в отличие от аристократа, зарабатывает свои деньги серьезным трудом, потому нуждается в особом комфорте после работы – помочь в этом могут кресла-качалки и скамеечки для ног.

Поскольку развлекать себя в те времена длинными зимними вечерами было нечем, а топить помещение было нужно, камин вовсе не помешает, пусть даже электрический. Отдельный момент – освещение помещений. Пик популярности бидермейера пришелся на те времена, когда электричество все еще оставалось какой-то экспериментальной силой, потому в оригинале применялись обыкновенные свечи.

Вы можете использовать их и сегодня, что будет аутентично, но нарушит принцип практичности – сейчас разумнее приобрести люстру с лампочками, имитирующими свечи. Для спальни пригодятся бра в аналогичном дизайне, для точечного освещения тематических столиков подойдут настольные лампы.


Бидермейер: особенности дизайна спальни и кухни

Спальня не заставлена предметами, здесь располагается все самое необходимое. Линии шкафов и спаленных комодов просты и лишены декора. Их привлекательность не в отделке, а в красоте самого дерева. Часто в спальни присутствовали секретеры и столики с выдвижными ящиками для хранения романтичных писем. Рядом с кроватью простой конструкции стоит настольная лампа или бра. Покрывала гармонируют с цветом обоев. Балдахины практически выходят из моды, спинки кроватей делаются одинаковыми у изголовья и ног.

Особенно узнаваем бидермейер в интерьере комнаты для девочки. Исключительно светлые тона обоев и штор, которые оттеняет более темное дерево кровати и шкафа. Рядом стоит туалетный столик с большим зеркалом. Завершает комнату элегантное и компактное кресло и столик, за которым можно почитать книгу или выпить чашку чая. Обивка кресла — ситец с полосатым рисунком, который гармонирует с легкими гардинами.

Функциональность просторной кухни проявлялась во множестве ящиков. Там, где стена не была заставлена, вешали картины, изображающие цветы. Посередине помещения обустраивался рабочая зона — «островок».

Стиль бидермейер в интерьере

Заслуга эпохи стиля бидермейер перед последующими поколениями заключается в том, что впервые в истории европейских стилей в жилом интерьере на первое место вышли простота, комфорт и удобство. Это первый европейский стиль интерьера, предназначенного для обычной жизни, а не для «театральной показухи». Для стиля бидермайер характерно прославление простых человеческих радостей, домашнего уюта и семейных ценностей. Критерием полезности любого предмета интерьера считались практичность, доброкачественность, целесообразность.

Интерьер в стиле бидермейер отличается выдержанностью пропорций и производит целостное впечатление, все спокойно, уютно и без вычурности. Помещения просторные и светлые, стены подчеркнуты и разделены членениями в форме элементов архитектурного ордера и оклеены обоями с цветочными или полосатыми узорами в светлых тонах. Потолки, как правило, сводчатые, оконные проемы глубокие, украшенные воздушными муслиновыми занавесками. В одном из углов помещения обязательно присутствует изящная белая печь в круглой нише. На стенах развешиваются миниатюры, гравюры и акварели. В целом интерьер в стиле бидермайер служит образцом веселого и уютного жилья.

Во времена бидермейера в буржуазной среде возникает понятие «чистая комната» — комната для приема гостей в подражание салонам аристократов. Эту комнату обставляли с особой заботой, именно она должна была показывать благосостояние хозяев. Типичный атрибут «чистой комнаты» — небольшие стеклянные серванты с коллекцией безделушек и фарфора. Интерьеры в стиле бидермейер особенно богаты сентиментальными сувенирами и украшениями, музыкальными часами и вышивками. Картины на стенах носят камерный характер, в живописи преобладают бытовые сценки с тонко прорисованными деталями.

Мебель в стиле бидермаейр не предмет украшения, она удобна и практична. Формы естественные, линии плавно изогнутые. В мебели стиля бидермейер широко применялась техника фанерования. Бидермаейр иногда называют эпохой светлого дерева, так как мебель делалась их светлых пород: ясени, вишни, березы, сосны, груши и клена. Мастера того времени очень тонко умели подчеркнуть естественную красоту дерева, декоративные техники для оформления мебели практически не применялись. В это время появились первые образцы истинно столярной по характеру мебели, свободной от архитектурных форм. Большая часть современных типов мебели появилась именно в эпоху стиля бидермейер.

Мебель бидермейера можно узнать по таким признакам, как плавно изогнутые спинки и локотники кресел, диванов и стульев, а также гнутые и точеные ножки. В оформлении спинок, локотников и ножек иногда применяли резные фигуры лебедей и грифонов, мотивы рога изобилия и растительные орнаменты. В качестве обивки используется ситец с цветочным рисунком или полосатый репс. Облицовочные ткани часто прибиваются гвоздиками с большими фарфоровыми шляпками. Кровати стиля бидермейер просты по конструкции, головные и ножные щиты одинаковы по высоте, поверхности гладкие и без украшений. Балдахины, широко распространенные в предыдущих стилях, в это время вышли из употребления совсем. Обеденные столы в стиле бидермайер, как правило, круглые, зато опорные конструкции могут быть очень разнообразны.

Обстановку стиля бидермейер дополняют витрины, этажерки, угловые шкафчики, трюмо, спинеты (клавесины небольшого размера). Обязательное украшение интерьера в стиле бидермайер – комнатные растения, которые устанавливают на различных подставках в цветочные корзины и вазы. Декоративное убранство завершают красиво задрапированные занавески, цветастые скатерти и покрывала, которые часто украшаются вышивкой.

Рекомендовано к прочтению:

Дизайн дома для счастливой жизни, или Как создать идеальное пространство для эмоционального благополучия всей семьи

В книге описан пошаговый алгоритм создания дизайна интерьера дома своими руками.

В ней собраны все ключевые моменты важные для дизайна – от придумывания идеи и выбора цвета, до расстановки мебели.

Эта книга о том, как создать атмосферу душевного тепла и уюта с помощью дизайна.

В ней собраны практические советы от дизайнера и арт-терапевта по обустройству комфортного жилья для полноценной жизни.

Простые пошаговые алгоритмы подбора цвета и мебели помогут решить все вопросы, связанные с дизайном интерьера. Вы будете точно знать, как выбрать цвета и расставить мебель так, чтобы в доме хорошо жилось всей семье.

Книга рекомендована всем, кто хочет создать красивое, уютное и удобное пространство для себя и своей семьи.

История

Идеологические предпосылки этого стиля лежат в неустойчивом политическом положении в Германии и Австрии того времени, когда господствовали политическая реакция и кризис больших форм искусства. Тревожное положение и меланхолия вызывали камерные, отрешённые от суровой реальности настроения. Типичный выход из этого состояния — погружение в эстетику замкнутого мирка семьи, круга родственников и друзей, воспитания детей, поиска предмета творчества в обычных жизненных радостях.

Бидермайер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют «смесью ампира с романтизмом». В бидермайере отразились представления бюргерской среды, формы стиля ампир преобразовывали в духе интимности и домашнего уюта. Для бидермайера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Основная черта бидермайера — идеализм.

Постепенно понятие «бидермайер» распространилось на моду в одежде, декоративно-прикладное искусство, графику, оформление интерьера и мебель. К 1900 году это слово стали использовать фигурально: в значении «старые добрые времена». В 1927 году в немецком литературоведении этот термин применили и к немецкой литературе 1815—1840 годов.

Название

Название возникло от игры слов: Biedermann — простак, простодушный, наивный человек, и фамилии Maier. В 1848 году немецкий поэт Й. фон Шеффель опубликовал два стихотворения: «Вечернее уютное времяпрепровождение бидерманна» и «Сетования праздного Майера», а в 1850 году другой немецкий поэт Людвиг Айхродт из двух слов составил псевдоним, под которым он стал печатать сентиментальные и наивные стихотворения. Вскоре под вымышленным именем Готтлиба Бидермайера стали появляться произведения, пародирующие любительские и нелепые стихи некоего С. Заутера, провинциального школьного учителя. Эта история хорошо отражает идеологию провинциального, отчасти мещанского и сентиментального искусства, распространявшегося в немецко-австрийской провинции того времени.

Характерно, что в эти же годы в архитектуре столиц — Берлина и Вены — получали распространение крупные художественные стили: прусский эллинизм и венский неоклассицизм, противопоставлявшие себя французскому ампиру, который после поражения наполеоновской Франции приобрёл негативные коннотации.

Стиль бидермейер в современном интерьере

Во времена своего расцвета бидермейер в интерьере прекрасно уживался с национальными направлениями: французским романтизмом, российским «Николаевским» ампиром, британским викторианским стилем. Оказало на него влияние и всеобщее европейское увлечение восточным колоритом. Интерьеры бюргерских домов украшались предметами, привезенными из Китая и Японии, а у поклонников Востока появлялись курительные комнаты, оформленные на турецкий манер.

В современном интерьере Источник freelancehack.ru

Знание подобных тонкостей помогает в оформлении современного интерьера

Оформляя комнату в стиле бидермейер, важно помнить, что:

  • Столов может быть несколько. Большой стол обычно занимает место в центре комнаты. Стильным штрихом станет кофейный, курительный или карточный столик, полезным — столик для рукоделия или чтения.
  • Мебели должно быть много. В дополнение к столу подбирают шкафы, комоды и этажерки. Узнаваемая деталь стиля — бюро или секретер.

Зонирование большой комнаты Источник modernplace.ru

  • Мебель для отдыха. Кроме дивана комнату наполняют мягкие кресла с удобными спинками, пуфы, кресла-качалки. Хотите полного комфорта по-бидермейерски — поставьте рядом пару скамеечек для ног.
  • Камин — хорошая деталь для воссоздания уютного интерьера бидермейер. Он может быть как дровяным, так и электрическим.
  • Для освещения подходят самые разнообразные светильники: многорожковые и классические люстры с декоративными лампочками-свечами, настольные лампы и настенные бра. Пригодятся и свечи.

Современная стилизация с камином Источник az-studia.ru

Появление стиля бидермейер

Бидермейер считается одним из направлений романтизма, и в то же время он обладает некоторыми чертами ампира – он вобрал в себя некоторые свойства обоих этих стилей. В нём отразились некоторые явления буржуазной среды (бюргерства), а стиль ампир выразился в более мягких, «домашних» и «уютных» формах

Стилю бидермейер свойственно большое внимание к изображению интерьера, природы, а также бытовых предметов и деталей. Стиль бидермейер нашёл своё выражение в первую очередь в живописи

Также нередко он применялся и в оформлении интерьеров.

Появлению данного стиля способствовало нестабильная политическая ситуация в Германии и Австрии, где царили реакция и застой, тревога и меланхолия. У многих возникала потребность в том, чтобы скрыться от реальности. Выходом из такого состояния стало погружение в семейную и дружескую атмосферу, поиск романтики и простых жизненных радостей. Идеализм – основная характерная черта бидермейера. В искусстве всё чаще встречаются бытовые сценки, в которых прослеживается стремление найти привлекательные черты в обыденном мире.

Со временем понятие «бидермейер» нашло своё отражение во многих сферах: графике, оформлении интерьера, мебельной промышленности. Активно развивается роспись – появились новые орнаменты для фарфора и стекла. К началу XX века это понятие стало отождествляться с ностальгией по прежним временам. Официально в тот период бидермейер признан не был, однако это не помешало ему распространиться практически по всей Европе. Проник бидермейер и в Россию – случилось это в пушкинские времена, когда предпочтение отдавалось простым вещам, сочетающих в себе черты классицизма и ампира.

В начале XX века бидермейер получил негативную оценку, этот стиль воспринимали как мещанский, так как он обладал такими чертами, как сентиментальность и поэтизация вещей, что и послужило причиной для такой оценки.

Немного истории

В переводе с немецкого языка «bieder» — дословно «обывательский» или «простодушный», чаще использовали с подтекстом сатиры.

Такой псевдоним взял себе поэт «Готлиб Бидермейер». Считаясь «мещанским вкусом», впервые появился, как название стиля только в 1894 г.

Точное название подчеркивает суть этого стиля, так как главным критерием являются комфорт и максимальное удобство для хозяев.

Берет свое начало бидермейер из оформлений замков и дворцов аристократии (ампир, а также классицизм). Взяв за основу те же формы, они стали мягче, максимально приблизив их к домашнему уюту.

Дизайнеры порой называют бидермейер романтическим ампиром. Смесь двух стилей быстро распространялся, даже во дворцах стали им оформлять интерьеры, что придало мягкость и нежность дизайну.

Особенности

В интерьере добротный романтизм по-немецки можно узнать по следующим чертам:

  • Общее впечатление. Помещение просторное, пропорции, характерные для ампира, отсутствуют. Классические формы упростились в угоду практичности; интерьер воспринимается светлым, романтичным и одновременно психологически комфортным.
  • Заимствования. От ампира бидермейер унаследовал принципы композиции интерьера, однако отказался от его театральности. Обстановка потеряла симметричность, но сохранила стремление к сбалансированности.
  • Наполнение. Помещение наполняется разнообразной мебелью и текстилем по принципу «чем больше, тем лучше», главное — исключить пустоты.

Спальня Источник liversal.com

  • Мебель. Предметы мебели характеризуются простотой форм и минимальным декором (если сравнивать с предыдущими стилями); на первое место выходит практичность и удобство. Как правило, используются светлые сорта древесины.
  • Цветовая палитра. Она достаточно разнообразна, цвета, скорее, природные и теплые. Популярны оттенки коричневого, зеленого, различные вариации красного (от оранжевого до бардового). Фон — светлый с преобладанием бежевого и молочного.
  • Текстиль с сентиментальными мотивами. Тканей много, и они яркие и жизнерадостные, с изображениями цветочных орнаментов и птиц.

Шкаф-витрина с семейным фарфором Источник homedrawdenver.com

  • Оформление окон. Оно многослойное: под тяжелыми портьерами с бахромой прячутся легкие занавески из муслина или органзы.
  • Обилие декора. Бидермейер — это любовь к мелочам. Стены украшены многочисленными картинами и миниатюрами. Пространство заполнено растениями, фарфоровой посудой, светильниками, шкатулками. Органично смотрятся пейзажные изображения (например, сцен охоты) на вазах. Орнаменты присутствуют на всех возможных поверхностях, включая ковры, обивку и обои.
  • В стиле бидермайер появляется понятие «чистой комнаты». Ее предназначение — служить витриной вкуса хозяев дома.

Живопись

В живописи бидермайера преобладает изображение бытовых сцен, картины носят преимущественно камерный характер. Художники стремятся найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.

Представители бидермайера в живописи:

  • немецкие художники Г. Ф. Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег, Антон Цвенгауэр, Юлиус Шоппе;
  • австрийские Мориц фон Швинд, Франц Ксавер Петтер, Рудольф Гаупман, Эдуард Гурк, Фердинанд Вальдмюллер;
  • польский Марцин Яблонский

Один из наиболее крупных представителей живописи бидермайера, Карл Шпицвег, любил изображать чудаков-обывателей, филистеров, как их называли в Германии. Конечно, его герои ограниченны, это — маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари. В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно. Сам он был человеком прогрессивным, принимал участие в революционном восстании 1848 года.

В декоративно-прикладном искусстве наибольшее развитие получает роспись фарфора и стекла цветочными и пейзажными мотивами.

Бидермайер — искусство провинции, хотя в этой эстетике работали и столичные художники, в Берлине и Вене. Официально тогда были признаны другие направления: неоготика и «прусский эллинизм» в Берлине, стиль «альтвин» (в переводе — старовенский) — в Вене.

Проник бидермайер и в Россию. Его влияние находят в работах русских мастеров А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина, их учеников и последователей. Выражение «русский бидермайер» применяли к творчеству этих художников Н. Н. Коваленская и Д. В. Сарабьянов, хотя он и звучит парадоксально.

  • Галерея красавиц
  • Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине

С этим читают