Готический стиль: что надо знать, чтобы оформить интерьер красиво

Содержание

Гостиная в готическом стиле

Готическая гостиная станет удачным выбором, если требуется оформить достаточно просторное помещение с высоким потолком. Не рекомендуется применять такой дизайн для типовой квартирки. Однако, как и в любом другом вопросе возможны исключения, особенно, если к разработке дизайна будет проявлен креативный подход.


Минималистическая гостиная с готическими чертами

Если вам хочется иметь гостиную в стиле Готики, однако очень нравиться такой стиль, можете придать минималистическому дизайну соответствующие черты, используя несколько характерных элементов. Это может быть, например, высокий стул-трон, который будет выделяться на фоне современной мебели.

Подойдет также стеклянная мозаика с соответствующим сюжетом или дизайнерская кованая люстра. В результате сочетания предметов из разных эпох получиться интерьер, с легким эклектичным оттенком.

Статусная готическая гостиная: отделка

Отделка такого помещения должна выполняться самыми простыми материалами. Для стен идеально подойдут покрытия, удачно имитирующие кирпичную кладку. Ими же должен отделываться потолок в готическом стиле.

Для пола подойдет натуральный камень, темное дерево или керамическая плитка.

В связи с этим, не следует использовать тщательно отполированный паркет.

Если гостиная обустраивается в здании со стандартной архитектурой, то можно применить некоторые хитрости. Например, окнам можно придать стрельчатую форму, используя ламбрекены на жесткой подкладке с соответствующим силуэтом. Кроме того, можно создать имитации колонн и сводов с помощью накладных декоративных элементов.

Цвет

Для готического интерьера характерно применение темной цветовой палитры. Изначально, такое оформление было чисто церковным, поэтому для него использовали 2 цвета: красный и синий. Они символизировали грешную земную плоть и небесную чистоту.

В современном «прочтении» для Готики рекомендуется использование темно-красного, черного, синего и белого цветов.

Декор в готическом стиле

При создании декора в готическом стиле широко применяется необычный прием миниатюризации, нехарактерный для других интерьерных стилей. Например, приветствуется, когда камину придается форма самого «замка» со всеми его башенками.

Отдельное место отводится витражам. Этот вид искусства изначально был изобретен для украшения храмов. Однако короли и высшая аристократия стали использовать его при оформлении своих дворцов.

Витражи в готическом стиле для светского интерьера, как правило, изображают сценки с участием различных персонажей (рыцарей, дам, их слуг, собак и пр.), а также цветы и геральдические символы.

Шикарно выглядят витражи, получившие название «Готическая роза». Они имеют круглую форму и размещаются на фасаде здания. В центре «Розы» может находиться герб, крест или изображение святого покровителя дома. Вокруг располагаются цветы, из которых складывается сложный и красивый орнамент.

Мебель в готическом стиле для гостиной

Мебель для готической гостиной должна быть достаточно массивной и выполненной из темного дерева. Опять же будет уместно использовать прием миниатюризации. Например, силуэт замка может быть отражен в форме и конструкции большого комода.

Готический стиль в интерьере гостиной предполагает использование в качестве смыслового центра интерьера камина. Возможно также обустройство большой, высокой печи, облицованной изразцами. Последний вариант был распространен в Средневековой Германии, откуда позже попал в Россию.

Согласно канонам Готики, мебель принято расставлять вдоль стен, тем самым освобождая пространство в центре комнаты.

Кроме стола и стульев, напоминающих трон, в помещении могут быть установлены лари. Они должны быть с высокой спинкой и использоваться в качестве сиденья. Оригинально выглядят характерные для средневековья разгибные стулья. Они являются прообразами современных трансформеров и очень практичны в эксплуатации.

Шикарно смотрятся варианты с ажурными боковыми стенками в нижнем ярусе.

Текстиль и светильники

Текстиля в готическом интерьере обычно немного. Использование ковров стало характерно лишь в ее поздний период. Поэтому многие современные дизайнеры с неохотой включают такие предметы интерьера в свои проекты. Их успешно заменяют гобелены, которыми украшают стены гостиной. Они представляют собой «картины» с сюжетом, соответствующим эпохе.

Кроме того, в готическом интерьере должны использоваться шторы из натуральных дорогих тканей.

Что касается освещения, то Готика предполагает использование кованых люстр, которые подвешиваются в центре потолка. Если помещение просторно, то лучше использовать два одинаковых светильника.

Готика в России

Основная статья: Русская псевдоготика

Главный зал Владычной палаты.

Уникальный пример готических построек на территории Руси — Грановитая палата 1433 года и, вероятно, звонница Софийского собора (1439) Великого Новгорода, связанного в Средневековье с Западной Европой. Звонница неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв.

В Средние века в России, находившейся в сфере влияния византийской цивилизации, готика практически была неизвестна. Определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля, построенного по проекту итальянских архитекторов.

Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века. Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. В Санкт-Петербурге (Московский район) по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).

Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве — наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова; после его отстранения — по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). По замыслам зодчих, рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют также элементы, типичные для русской барочной архитектуры и ведущего в то время направления — классицизма. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в —1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма!»); перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.

Одним из типичных образцов неоготики в Москве можно считать Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии, построенный в —1911 годах. Собственный дом архитектора Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке (1896 г.) — яркий пример неоготики. Дом украшен островерхими башенками и витражами (сохранились).

Бранденбургские ворота в Калининграде, неоготика

Ряд культовых сооружений, построенных в стиле неоготики имеется в Поволжье и в восточной части России. В частности, в этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (), собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (—) и др.

Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Замки Калининградской области) и большое количество церквей (см. Кирхи Калининградской области), но большинство из них — в разрушенном состоянии. В самом Калининграде отреставрирован фактически «с нуля» средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви).

Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в.) в старом городе, но самое главное — единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Неоготический кафедральный собор не сохранился до наших дней. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Несмотря на неоднократные обращения правительства Финляндии с предложением помощи в постройке собора заново, по старым чертежам, они так и остаются без ответа. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры — здание лютеранской церкви (конец XIX в.),Нижняя Тура Земское училище.

Водонапорная башня в городе Инте Республики Коми была построена в готическом стиле (1955 год). Архитектором был шведский политзаключенный Артур Тамвелиус.

Неоготика

Основная статья: Неоготика

Британский музей естественной истории

Неоготика (англ. Gothic Revival — «возрождение готики») — художественный стиль XVIII и XIX вв., заимствующий формы и традиции готики. Неоготика зародилась в Великобритании, но получила распространение также и в континентальной Европе, и даже в Америке.

Иногда элементы неоготики самым причудливым образом переплетались с новейшими для того времени технологиями, например устои Бруклинского моста в Нью-Йорке имели арки в форме готических окон. Самый выдающийся образец неоготики — здание Британского парламента в Лондоне. В США следует отметить неоготический собор Святого Патрика в Нью-Йорке.

Особенности интерьерной «готики»

Точное воплощение обстановки замка и особняков викторианской эпохи в современном интерьере связано с достаточным количеством сложностей, поскольку «прошлое» часто оказывается дорогим удовольствием. Чаще игры с готикой удаются в просторных высоких помещениях. Но при творческом подходе к отделке, расстановке цветовых акцентов, аксессуаров, готический дизайн квартиры или комнаты способен изумительно «заиграть» и в небольших пространствах.

Элементы, создающие атмосферу готики, необходимые к применению:

  • кованые детали, узкие винтовые лестницы;
  • устройство сводчатого потолка, балочные конструкции, «тяжелая» викторианская лепнина;
  • мебель и пол из природного дерева или искусной имитации;
  • предметы старины — сундуки из потертой кожи, кожаные черные кресла времен королевы Виктории, состаренный металл в элементах мебельного декора, бронзовые подсвечники, аксессуары, кованые светильники простых или, наоборот, вычурных линий;
  • резные орнаменты, цветные витражи.

Подходящие аксессуары

Здесь важно сразу отметить, что представители данной субкультуры носят исключительно серебряные украшения, золото они категорически не приемлют,  так как оно ассоциируется с символом обыденности и избитых ценностей, а также с солнцем, естественно, детям луны солнце чуждо. Кольца, браслеты, подвески могут быть выполнены в виде мечей, черепов, щитов, крестов, корон, гербов, летучих мышей, пауков, клыков вампира

Пряжки ремней должны быть массивными и эффектными, цепи на шее толстыми и тяжелыми. Кольца чаще всего дополняются камнями, раньше особенно почитался жемчуг, и сейчас он по-прежнему актуален, но также популярен рубин, бриллиант и изумруд.

Также готы ценят гольфы, шляпы Федоры, кожаные ремни с массивными пряжками, браслеты из кожи с шипами, черные вязанные снуды, а также повязки на голову с ажурными вставками или изображением паутины.

Технология изготовления паяного витража


Шаг 1. На зафиксированном на рабочем столе шаблоне отмечают, какого цвета будет каждый элемент рисунка. Можно наносить метки цветными фломастерами или подписывать простым карандашом.

Шаг 2. Выбирают кусочек стекла нужного цвета и кладут его сверху на соответствующую деталь рисунка.

Переводим детали на пленку

Вырезаем пленку и раскладываем на стекле

Шаг 3. Если сквозь стекло хорошо видны линии рисунка, проводят по контуру детали стеклорезом. Если линии плохо видны, прорисовывают их на стекле. В работе со стеклорезом необходимо придерживаться рекомендаций мастеров витражного искусства:

  • поверхность стекла должна быть чистой (в случае необходимости ее нужно обезжирить);
  • рез должен быть достаточно быстрым и равномерным, без излишнего нажима;
  • при правильном выполнении реза должен быть слышен характерный звук потрескивания стекла;
  • за 5-7 мм до конечной точки реза нужно ослабить нажим на стекло;
  • нельзя проводить стеклорезом несколько раз по одной и той же линии.

Вырезаем детали

Отламываем деталь

Ломание стекла

Шаг 4. Включают шлифовальную машинку и подносят к вращающейся головке кромку стекла. Слегка прикасаясь к механизму, обтачивают деталь. Во время работы выполняют «примерку»: кладут резанный элемент рисунка на шаблон и сверяют соответствие размеров и изгибов линий.

Деталь нужно обточить на шлифмашинке, чтобы края были ровные

Шлифовка

Шаг 5. Обточенный кусочек стекла обертывают клейкой фольгированной лентой. Для выполнения этой задачи можно использовать специальные инструменты: ролики. Но можно обойтись и без них. Ленту приклеивают так, чтобы ее края охватывали стекло с двух сторон, выступая за кромку на 1 мм. Поэтому ширина ленты должна соответствовать толщине стекла с учетом этого требования.

Оборачиваем края фольгой

Выкладываем детали на эскиз

Все детали уложены

Шаг 5. Когда будет готова часть рисунка и на шаблоне уложены все его, вырезанные из стекла, элементы, приступают к пайке. Нагревают паяльник до нужной температуры, берут пруток припоя и прикладывают его к линии стыка двух кусочков стекла.

Шаг 6. Прикасаются к припою паяльником и «ведут» припоем по линии рисунка.

Выполняем пайку

Шаг 7. После того как будут проработаны все стыки между элементами шаблона, стеклянное полотно переворачивают и повторно выполняют ту же работу: припаивают кусочки стекла друг к другу.

Шаг 8. Когда будут готовы несколько модулей рисунка, приступают к их соединению с помощью протяжки. На этом этапе работ используют Н-образный профиль. Это достаточно гибкий материал для того, чтобы соединить стекло даже со сложными линиями изгибов.

Шаг 9. После сборки витража, его нужно установить в раму. Если полотно получилось достаточно легковесным, можно использовать деревянные штапики с прорезью. В этом случае понадобится Y-образный профиль, узкую часть которого вставляют в щели.

Для тяжеловесных витражей используют деревянные или металлические рамы с П-образным сечением. Ширина этих планок должна соответствовать толщине стекла с учетом двух слоев припоя и клейкой ленты.

Шаг 10. Витраж в раме устанавливают в оконный проем.

Материалы для отделки помещения

Натуральность – основное требование при выборе материалов. Стены в готическом интерьере – не главное, они обычно бывают однотонными, но можно декорировать их:

  • панелями из дерева;
  • мозаикой;
  • гобеленами.

Это – в том случае, если не планируется выполнять витражные окна, нет возможности создания арок, ниш, иначе получится загромождение пространства, и не будет соблюдено главное требование стиля – воздух, простор. Ведь и вертикальные черты, характеризующие готику, появились не случайно – это стремление вверх, в небесную ширь.

Пол – лучше сделать дощатым либо каменным. Потолок в готическом стиле подразумевает роспись либо декорирование деревянными балками.

Окна – особая деталь интерьера, которая является организующим центром при создании стилизованного пространства. Для исторического готического здания характерны высокие узкие окна, завершающиеся сверху аркой, разделенной на секторы. Другим видом окна, характеризующим интерьер готического стиля, является так называемая «готическая роза» — округлое окно, разделенное переплетом на равные части в виде фигурной звезды, распустившегося цветка.

В современном исполнении такое окно может стать украшением фасада загородного коттеджа. Но чаще всего ограничиваются большими окнами по периметру, украшенными витражами. Они придадут и фасаду необычный вид, и украсят внутреннее убранство. В историческом понимании интерьера готического стиля они должны идти по периметру дома, впуская в комнаты много света, создающего необычный эффект.

Готический стиль в дизайне интерьера


Интерьер комнаты в готическом стиле

Необычный дизайн квартиры в готическом стиле

Особенности оформления

Готика вбирает в себя смесь аристократической английской элегантности с изысканностью и величием.

Какие можно использовать материалы

Натуральность — основное правило для подбора материалов. Предпочтение отдается натуральным камням, дереву и металлу. Кроме того, возможно использование мрамора, кованых элементов, стекла, резьбы по дорогим породам дерева.

Плотный текстиль (бархат, портьерная ткань, велюр, дамасский шелк, атлас и парча) создаст истинную атмосферу средневековья. Дешевые искусственные материалы и пластик категорически не подойдут.

Мебель

Как и все в готическом интерьере, мебель стремится вверх. Каждый элемент обильно украшен резьбой, витражами, кованой фурнитурой, орнаментом, кельтскими символами, натуральным камнем.

Возможные предметы для меблировки комнаты:

  • кресло-трон для гостиной;
  • зеркало с массивной рамой;
  • камин;
  • столы с мраморными столешницами;
  • стулья с мягкой обивкой;
  • двустворчатые шкафы и буфеты на высоких ножках;
  • многофункциональный деревянный сундук-скамья, сундук-стол;
  • широкая кровать с колоннами.

Мебель подобного типа можно найти у старьевщиков, на аукционах или сделать на заказ.

Цветовая палитра

Цветовая палитра готического интерьера продиктована стремлением дизайнеров приблизиться к исторической достоверности.

Цвета делятся на несколько категории:

  • светлые: белый, бежевый, молочный;
  • основные, продиктованные традицией: вишневый, рубиновый, серый, темно-синий, сине-черный, монохромный черный.
  • добавочные: золотой, серебряный, фиолетовый, розовый, голубой, изумрудный.

Светлые тона разбавляют мрачность и унылость основных. Эффектным элементом стиля являются витражи, цветовая палитра которых практически не ограничена, в них преобладают сочные краски: красная, коричневая, желтая, синяя.

Декор

Дороговизна стиля обусловлена большим количеством натуральных деталей и антикварных вещей.

Есть несколько простых правил, благодаря которым элементы декора сильнее раскроют потенциал стиля:

  • использовать детали нужно сбалансировано, в противном случае есть риск перенасытить интерьер;
  • украшенные витражами окна не нуждаются в портьерах;
  • вместо картин используйте гобелены (средневековой тематики: рыцарство, религиозная атрибутика) или шпалеры;
  • наличие картин в интерьере приветствуется только при условии, если они поддаются эстетике античного искусства, или если это самобытные потемневшие экземпляры с блошиного рынка;
  • разбавить мрачные зоны можно с помощью ярких цветовых и стилевых акцентов;
  • скульптуры из камня, лепнина, фигуры, вырезанные из дерева или слоновой кости, статуэтки из металла подчеркнут высокий статус хозяев;
  • освещение можно выстроить при помощи массивной люстры, бра или подсвечников;
  • комнатные растения, подобранные со вкусом, будут смелым и нестандартным решением;
  • драпировка штор (с кистями) и подушки с вышитой паутиной будут очень кстати;
  • при создании интерьера уделите больше внимания общей концепции, чем аутентичности вещей и аксессуаров.

Готический стиль в интерьере

Интерьер в готическом стиле оформляется роскошно, однако сохраняет при этом простоту и сдержанность обстановки. Основные черты – легкость, заостренность, движение вверх. Для готического интерьера характерны дощатые или кафельные полы, которые могут застилаться коврами. Стены облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов и роскошными шпалерами (настенные тканые ковры). Потолки обычно деревянные, балочной конструкции или с открытыми красиво оформленными стропилами. Окна и двери часто обрамляют искусственным или натуральным камнем. Центром интерьера в готическом стиле становится богато оформленный камин или кафельная печь.

Готический стиль в интерьере, это, обязательно красочные витражи разнообразной тематики, которые могут быть как на окнах, так и на глухих стенах с подсветкой. Надо заметить, что теологи приписывают витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Именно витражи создают ту возвышенную атмосферу, которая так характерна для готики. Цветовая гамма витражей готического стиля включает в себя красные, синие, желтые, зеленые тона и оттенки фиолетового цвета. Контуры прорисовывались непрозрачным черным цветом.

Мебель и предметы обстановки в готическом стиле стоят вдоль стен. В период готики появились прототипы практически всех современных предметов мебели, поэтому обстановка может быть достаточно разнообразной. Популярны в период готики были буфеты; шкафы для посуды на высоких ножках; двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками; стулья с высокими спинками, имитирующими архитектурные элементы. Кровать в готическом стиле или встроена в стену, или имеет балдахин (полубалдахин), или с большим деревянным каркасом.

Интерьер в готическом стиле часто украшают предметами декоративного искусства, например, небольшой скульптурой из слоновой кости, серебряной посудой, лиможской эмалью, декоративными подушками.

Рекомендовано к прочтению:

Дизайн дома для счастливой жизни, или Как создать идеальное пространство для эмоционального благополучия всей семьи

В книге описан пошаговый алгоритм создания дизайна интерьера дома своими руками.

В ней собраны все ключевые моменты важные для дизайна – от придумывания идеи и выбора цвета, до расстановки мебели.

Эта книга о том, как создать атмосферу душевного тепла и уюта с помощью дизайна.

В ней собраны практические советы от дизайнера и арт-терапевта по обустройству комфортного жилья для полноценной жизни.

Простые пошаговые алгоритмы подбора цвета и мебели помогут решить все вопросы, связанные с дизайном интерьера. Вы будете точно знать, как выбрать цвета и расставить мебель так, чтобы в доме хорошо жилось всей семье.

Книга рекомендована всем, кто хочет создать красивое, уютное и удобное пространство для себя и своей семьи.

Изобразительное искусство

Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге, Германия

Перспективный портал Кёльнского собора

Скульптура

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.

Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

Скульптура поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Примерно в 1400 году Клаус Слютер создал ряд значительных скульптурных работ для Филиппа Бургундского, такие как Мадонна фасада церкви погребения Филиппа и фигуры Колодца Пророков (—) в Шаммоле около Дижона. В Германии хорошо известны работы Тильмана Рименшнайдера (нем. Tilman Riemenschneider), Вита Ствоша (нем. Veit Stoß) и Адама Крафта (нем. Adam Kraft).

Живопись

Неизвестный художник. Иоанн Добрый (1359). Один из первых готических портретов, дошедших до наших дней

Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошёл около 1200 года, в Германии — в 1220-х годах, а в Италии позднее всего — около 1300 года.

Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего пользования. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около —). Ярким представителем книжной миниатюры конца XV — начала XVI века был Робине Тестар, работавший при дворе графов Агулемских.

Развивается жанр портрета — вместо условно-отвлечённого изображения модели художник создаёт образ, наделённый индивидуальными, присущими конкретному человеку чертами. Примером может служить творчество Мастера графини Уорик и его «Портрет Эдварда Виндзора, 3-го барона Виндзора, его жены, Кэтрин де Вер, и их семьи», демонстрирующий повседневную жизнь английской провинциальной аристократии.

Завершается почти тысячелетнее господство византийских канонов в изобразительном искусстве. Джотто в цикле фресок Капеллы Скровеньи изображает людей в профиль, помещает на первом плане фигуры спиной к зрителю, нарушая табу византийской живописи на любой ракурс кроме фронтального. Он заставляет своих героев жестикулировать, создаёт пространство, в котором движется человек. Новаторство Джотто проявляется и в его обращении к человеческим эмоциям.

С последней четверти XIV века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль, названный позднее интернациональной готикой. Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса.

Готический стиль в одежде: средневековые мотивы на новый лад

Чтобы понять современный модный тренд, необходимо перенестись на несколько веков в прошлое и познакомиться со стильными «предками».

Общее понятие «готика» появилось в эпоху Возрождения и означало течение в искусстве европейских стран конца XI – XIII веков. Готическое направление, сменившее романский стиль, коснулось архитектуры, скульптуры и, конечно же, моды, которую отличали:

  • мрачная величественность;
  • завораживающая холодность;
  • красивая строгость.

И оно буквально пронизывало все вокруг. Люди искусства и искусствоведы Возрождения называли этот период и все что к нему относилось «варварским».

Как и многое, что связано с искусством и модой, готический стиль зародился во Франции, а пика своего развития достиг в исторической области этой страны – Бургундии.

«Варварская» мода Средневековья имела несколько вариантов – в каждом сословии были свои тенденции и предпочтения. Объединяло их тяготение к вытянутым пропорциям и силуэтам. В тренде были обувь с длинными носами (иногда до полуметра), заостренные шляпы, тонкая, туго стянутая шнуровкой талия, зубцы по краям одежды и длинные шлейфы. Чем выше было положение дамы, тем длиннее был шлейф. Модным трендом была драпировка в районе живота.

Верхние наряды были представлены плащами полукруглой или круглой формы, застегивающимися на груди массивной пряжкой.


В цветовой палитре преобладали яркие оттенки и всевозможные орнаменты.

Спустя некоторое время, на смену готике пришли другие стили. Казалось, что она отжила свое и ушла в историю. Но спустя несколько столетий – на рубеже XVIII–XIX веков она ненадолго возродилась, впитав в себя новые правила и тенденции.

Очередной виток популярности «хорошо забытого старого» пришелся уже на новейшую историю.

Появление субкультуры в ХХ веке

Всплеск интереса к готическому стилю в прошлом веке пришелся на конец 70-х годов. В это время сходит на нет бешеная популярность панка – как стиля в музыке, так и стиля в одежде. Как известно, панк – это символ анархии, революционных настроений, царивших среди молодежи того времени. Но революция не удалась: поменять мироустройство не так-то просто, а жизнь по принципу «живи быстро, умри молодым» подходит только тем, кому по-настоящему нечего терять. Так неудавшаяся революция стала причиной резкой смены настроения с бунтарского на упадническое. Бескомпромиссную анархию заменил отрешенный декаданс.

Поначалу новоявленные готы мало чем отличались от панков. Все те же странные прически, обилие аксессуаров, черный цвет и странная одежда. Однако новые музыкальные группы делали стену, отделяющую одну субкультуру от другой, все более прочной. Главным кумиром первых «неоготов» стал легендарный коллектив «Joy Division».

Постепенно облик субкультуры стал выкристаллизовываться довольно четко. Внешность готов весьма верно отражала их мировоззренческую сущность. Черный цвет являл собой своеобразный траур: траур по этой жизни, полной боли и страданий. К тому же, готы чувствовали тягу ко всему потустороннему: загробная жизнь с ее мифическими тайнами неудержимо влекла молодых грустных романтиков. Так они стали выбирать кладбища в качестве мест для регулярных прогулок.

Викторианская Англия оказалась отнюдь не единственным аспектом, оказавшим влияние на моду данной культуры. Немало в стиль принес и садомазохизм, а точнее – его атрибуты: кожа, шипы, ошейники и т.п. BDSM считался нормой для готической субкультуры, т.к. являл собой телесное выражение страданий.

Готы делятся на множество подтипов: антикварные, ренессансные, викторианские, кибер-готы, глиттерготы, корпоративные готы, вампиры и многие другие. Всех их объединяет подчеркнутая аристократичность стиля, тяга к искусству и общие депрессивные настроения.

Разнообразие

В настоящее время готический стиль делится на несколько направлений, которые, естественно, не зависят от социального статуса его поклонников. Скорее, это дело вкуса и предпочтений.

  1. Антикварное (романтическое), использующее модные тенденции XVIII века и характеризующееся наличием кружев, перчаток до локтей, платьев макси, корсетов и вуалей.
  2. Вампирское, являющееся своеобразным подражанием «киношным» вампирам. Девушки, придерживающиеся этого направления, старательно подчеркивают свою сексуальность, используют ярко-красные детали в своих нарядах или макияже (помада, лак для ногтей).
  3. Металлизированое (рок). Перекликается с «металлом» в музыке и использует кожаные вещи, дополненную всевозможными цепями, ошейниками, шипами. Допускается здесь и применение одежды из латекса.
  4. Кибер-направление. Умело сочетает элементы готики с индустриальными. При создании образов предпочтение отдается искусственным тканям, кислотным оттенкам, обуви на высокой платформе.
  5. Лолита (J-Goth). Направление родом из Японии. Его главными атрибутами являются готические платья до колен, обильно декорированные оборками и кринолином. В качестве аксессуаров используются зонтики, шляпы, обувь с закругленными носами на высокой платформе.
  6. Корпоративное. Своего рода «приспособление» субкультуры и ее моды под требования дресс-кода. Характеризуется минимальным использованием аксессуаров и практическим отсутствием макияжа.

Помимо этих вариантов, в современной готике можно выделить;

  • викторианских и ренессансных готов, воплощающих образы прошлого;
  • андрогинных, пытающихся «замаскировать» за нарядами и косметикой свой истинный пол;
  • глиттер- и фэйри-готов, к которым относятся исключительно девушки, перекрашивающие свои волосы в нехарактерные яркие цвета, заплетают дреды и косички.
  • вестерн-готов, напоминающих фильмы о ковбоях.

Представители последней группы – наиболее малочисленны и встречаются реже других.

Основные черты готики как интерьерного стиля

Несмотря на то, что любители готики могут попытаться воплотить стиль в каком угодно здании, классическое представление о ней неразрывно связано со вполне определённым типом построек:

  • потолки со множеством сводов высотой до полутора десятка метров;
  • огромные стрельчатые окна, по возможности украшенные в верхней части витражами ;
  • освещение преимущественно за счёт одной гигантской люстры в центре и большого количества свечей.

Комнаты в истинно готических зданиях подчас выглядят, действительно, мрачно из-за специфического интерьера, а также камня и благородного дерева, присутствующего сплошь и рядом. Но выкрашенные в белый цвет стены и витражи создают совершенно другое настроение.

Если у вас в наличии такое здание, то оно полностью руководит процессом обустройства жилища внутри себя, не позволяя существенно изменить концепцию стиля.

Но чаще всего дизайнеры и рядовые любители готики имеют дело с квартирой в здании со среднестатистическими параметрами: невысокими потолками, не очень большими квадратными окнами и небольшими по площади комнатами. В таком случае на помощь приходит специфическая отделка помещения, мебель в готическом стиле и текстиль.

Для стилизации и достижения готического шарма и антуража используются следующие приёмы:

стены тёмных насыщенных тонов от бордового и фиолетового до чёрного.

Они могут быть покрашены краской или оклеены обоями или текстилем, а также обиты деревом или отделаны камнем, – главное, в них должна быть глубина и мощь, присущая готическому замку, и достигается она во многом благодаря цвету.

  • Массивная мебель из дерева и камня, а именно:
  • неподъемные деревянные сундуки, служащие одновременно и скамьёй и, если понадобится, столом;
  • деревянные кровати с высокой спинкой и/или балдахином;
  • массивные кресла и стулья с высокими спинками, за которыми не видно восседающих в них персонажей;
  • большой круглый деревянный обеденный стол на десяток персон.

Вся мебель придаёт величия любому действу, происходящему в комнате, – от трапезы до чтения утренней газеты.

Особое место в готическом интерьере занимает текстиль: это тяжёлые плотные богатые ткани тёмных цветов или глубоких насыщенных оттенков синего и красного, а также фиолетового и бордового.

Готика категорически исключает любой намёк на современность: никакой техники или тем более плазмы в центре стены быть не должно. Портреты родственников, старинные часы — вот что украшает готический интерьер.

Кроме того, существует и упрощённый вариант дизайна интерьера, который также именуется готикой, хотя и выполняется преимущественно в чёрно-белом цвете с использованием современной мебели и гаджетов.

Его предпочитают любители мрачной романтики и в некоторой степени примитивизма, хотя некоторые детали, исконно принадлежащие готике, например, орнамент-четырёхлистник, иногда всё же сохранены.

Выходит, если у вас нет собственного замка, построенного в 14 веке, то настоящая атмосферная готика просто недостижима. Довольствоваться стилизацией за счёт старинной мебели или лёгкой имитацией с использованием чёрного и белого цветов – варианты на выбор, которые возможно реализовать в условиях обычной квартиры.


С этим читают