Все что нужно знать про баухауз

Баухаус в Дессау

Сооружение является действительно уникальным, поскольку его стены выполнены из стекла, благодаря чему помещение целый день наполняется солнечным светом. Однако это было и большим недостатком: летом здание буквально накалялось, а зимой сильно промерзало. Из-за этого пришлось внести изменения в проект и использовать дополнительные бетонные стены, которые нарушили задуманную прозрачность здания.


Поскольку архитектура кампуса ориентировалась на идеи конструктивизма, то его внутреннее оформление было своеобразным. То, что обычно стараются скрыть, в нем подчеркивалось и служило дизайном. Например, батарея устанавливалась в центре стены, являясь, по мнению создателей, функциональным украшением.

Здание Баухауса имеет одну интересную особенность: из-за прозрачности стен можно видеть практически любую часть помещения и находящихся в нем. Все помещения были связаны между собой, и даже комнаты студентов представляли собой не место уединения, а единую коллективную область. Таким образом, общность ставилась превыше личного пространства, что не могло не оказывать влияния на психическое состояние учащихся.

Пришедшие к власти нацисты поспешили закрыть Баухаус, так как считали его рассадником коммунистических идей. В здании учебного заведения некоторое время располагалось гестапо. Во время войны здание сильно пострадало, однако позже было полностью восстановлено и в настоящее время входит в список ЮНЕСКО. Сегодня нас трудно удивить сооружениями, построенными в стиле конструктивизма, однако когда смотришь на здание Баухауса, то невольно удивляешься дерзости и смелости мысли архитектора, который фактически первым спроектировал такой дом в середине 20-х годов прошлого века.

Архитектура в стиле Баухаус

В архитектуре Баухауса используются те же принципы, что при создании мебели: эстетика функционализма и технология сливаются, появляются надёжные и практичные здания. Чистое искусство перестаёт быть профессией, срастается с ремеслом, и примером симбиоза становится новая архитектура: постройки кубической формы (реже здания с закруглёнными углами) со свободной планировкой, удлинёнными окнами и плоской крышей. Также у зданий в стиле Баухаус отсутствуют «украшательства» (на фасадах минимум орнамента), используются асимметрия и повторяемая симметрия.

Здание школы Баухаус в Дессау, Вальтер Гропиус. Фото: bfm.berlin

Здание школы Баухаус в Дессау, Вальтер Гропиус. Фото: bfm.berlin

Отличная иллюстрация стиля Баухаус — здание школы в Дессау (в 1925 году она переехала сюда из Веймара): высокие потолки, много естественного света, нарочито простые формы. Интерьеры и мебель проектировали и воплощали в жизнь студенты, предметы декора выполнялись из подручных средств. Демонстрируя принцип функциональности, комнаты в школе легко трансформировались. Так, столовая превращалась в театральный зал и обратно.

Во многом развитию Баухауса помогал прогресс в области строительных материалов. Инженеры работали с железобетоном, что позволяло придавать стенам разнообразные формы и получать необычные архитектурные решения. Также впервые в истории европейской архитектуры в большом количестве использовались кованые металлические элементы, металл и стекло.

Фото: Instagram @neumannaleas

Фото: Instagram @neumannaleas

Баухаус стал знаменит не только из-за новаторских решений. Идеология школы отражала новую эпоху — индустриальную, с глобальной механизацией и унификацией.

Комплекс зданий архива Bauhaus (Bauhaus-Archiv) в Берлине-Тиргартене. Фото: Unsplash

Комплекс зданий архива Bauhaus (Bauhaus-Archiv) в Берлине-Тиргартене. Фото: Unsplash

Впервые инженеры диктовали не только, как строить, но и образ жизни, для которого требуются функциональные вещи, облегчающие быт.

Примечания

  1. Эрнст Гомбрих. История искусства. — Москва: Издательство ACT, 1998. — ISBN 5-15-000747-1.
  2. ↑ «Вся история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство» Пер с ит. Т. М. Котельниковой.- М.: Астрель: АСТ, 2008 г. стр. 371
  3. ↑ . Дата обращения 1 мая 2013.
  4. . Дата обращения 1 мая 2013.
  5. . Дата обращения 1 мая 2013.
  6. «Вся история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство» Пер с ит. Т.М. Котельниковой.- М.: Астрель: АСТ,2008г.
  7.  (нем.). www.bauhaus.de. Дата обращения 10 марта 2018.
  8.  (англ.) (недоступная ссылка). www.klassik-stiftung.de. Дата обращения 10 марта 2018.
  9. .
  10. Infobox Bauhausmuseum Dessau Dessau-Roßlau.  (нем.). Infobox Bauhausmuseum Dessau. Дата обращения 10 марта 2018.

Освещение

Свет играет очень большую и безусловно важную роль. Его должно быть не просто много, а очень много: большие окна, через которые попадает много света и множественные светильники.

Раздельное освещение – изюминка этого стиля. Каждая из зон в помещении имеет индивидуальное освещение, которое можно использовать отдельно, то есть у каждой зоны свой выключатель. В центре должна быть подвесная люстра, которая считается основной изюминкой помещения, традиционно она выполнена в виде шара. Остальное освещение принято делать встроенным – точечные светильники или споты в нужных местах. Нельзя забывать про освещение углов, ведь чаще всего именно они кажутся темными и неприветливыми, их помогут высветить светильники на потолке или настенные бра.

Баухауз — современный стиль из далёкого прошлого

Баухауз как архитектурный стиль насчитывает без малого сотню лет — он появился в 1919 году в Германии. «Отцом» этого направления стал Вальтер Гропиус – архитектор, который решил отказаться он пышности и фактурных форм, свойственных былым эпохам, и объединить простоту линий с доступными индустриальными возможностями. Другими словами – он сделал интерьер минималистичным и функциональным, используя для этого новые способы организации пространства.

Дословно баухауз переводится с немецкого как «строить дом», то есть, создавать основу, конструкцию, функциональное помещение. Главная цель этого стиля – не окружить человека вещами, а использовать их с максимальной пользой. Идея баухауза – «красиво то, что просто». Именно эта характерная черта делает баухауз актуальным спустя почти 100 лет после его появления.

Баухауз не делает упор на эксклюзив: в нем используются доступные материалы и предметы декора и мебели массового производства. Но умелое сочетание этих элементов позволяет сделать каждое помещение индивидуальным и неповторимым.

Баухауз не приемлет выпуклых и фактурных форм. Прямые линии, простые формы – прямоугольник, круг, квадрат. Однако обилие света и максимум свободного пространства делают помещение объемным и просторным. Находясь даже в небольшой комнате, оформленной в этом стиле, чувствуешь себя не в клетке, а в просторном помещении.

  • Гостиная Василия Кандинского, преподавал в школе Bauhaus
  • Интерьер дома, 1937 г., США
  • Школа Дартингтон, учебный корпус, 1931 г., Англия
  • Выставочный зал на обувной фабрике в Бруклине, 1928
  • Интерьер квартиры для выставки Werkbund, Цюрих, 1934
  • Минимализм и абстракции в сердце стиля
  • Однокомнатная квартира, 1929 г., США
  • Гостиная и кабинет, 1929. Музей дизайна в Берлине

История

Школа Баухаус (Государственный Баухаус) была образована в Веймаре 12 апреля года в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Будучи инициатором создания нового заведения, на должность руководителя А. Ван де Вельде предложил кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса.

Гропиус пригласил в Веймар швейцарского художника Йоханнеса Иттена (1888—1967), американского художника Лионеля Фейнингера (1871—1956, класс обрезной гравюры по дереву), скульптора Герхарда Маркса (класс керамики), архитектора Адольфа Мейера (1881—1929), художников Пауля Клее (искусство витража), Василия Кандинского (настенная живопись), Ласло Мохой-Надя (художественная обработка металла) и Лотара Шрейера (класс сценографии). Преподавателей и учащихся в эпоху Веймарской республики объединяли левые взгляды и новаторские подходы к искусству. Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства. Школа выпускала одноимённый журнал («Bauhaus») и серию «Баухаус-книг» (Bauhausbücher).

В году, когда Веймарские власти перестали субсидировать школу, заведение прекратило существование в Веймаре и было переведено в Дессау, где по проекту Гропиуса для неё было выстроено новое здание, в котором Баухаус, ставший к тому времени координационным центром интернациональных архитектурно-дизайнерских процессов, находился до 1931 года. В школу влились новые преподавательские силы: венгерский архитектор Марсель Брейер (1902—1981; класс мебельного дизайна), художник и график Йозеф Альберс (1888—1976), австрийский рисовальщик Герберт Байер (типографика и реклама). В Дессау издавались важные труды, такие как «Дневник педагогических набросков» Клее, «Новые формы» Мондриана, «Живопись, фотография, кино» Мохой-Надя.

Директором школы с по годы был Гропиус, затем его сменил Ханнес Майер, а в году руководящую должность занял Людвиг Мис ван дер Роэ. Помимо них преподаванием занимались многие ведущие архитекторы и художники-авангардисты, в частности И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Маркс, Йост Шмидт (англ.), Г. Штёльцль (нем.).

В 1932 году, ещё до прихода национал-социалистов к власти, когда они уже имели большинство в муниципальном совете Дессау, школа была ими закрыта. Мис ван дер Роэ перевёл её в Берлин и перерегистрировал как частное учебное заведение. Нацисты уже в 1920-х годах выступали против Баухауса, считая школу рассадником культурбольшевизма, теперь же стали проводить здесь регулярные обыски и требовать увольнения ряда преподавателей. Это стало причиной для окончательного закрытия школы в 1933 году.

Баухаус в Израиле

В середине 1930-х годов Баухаус активно развивался в Палестине, куда эмигрировали из нацистской Германии архитекторы-евреи. В Тель-Авиве наиболее целостно сохранились кварталы, построенные в стиле Баухаус, на Ротшильд-авеню.

Свыше 4000 строений этого стиля до сих пор можно увидеть в центре города. Тель-Авив имеет самую большую концентрацию таких строений в мире. В 2003 году ЮНЕСКО провозгласило «Белый город» Тель-Авива всемирным культурным наследием за «выдающийся пример нового градостроительства и архитектуры начала XX века». В заявлении также упоминалась уникальность адаптации современного интернационального стиля к культурным, климатическим и местным традициям города.

Баухаус в СССР

В феврале 1931 года бывший директор школы Баухаус Ханнес Майер в сопровождении 7 учеников переехал в Москву. Среди сопровождающих были Б. Шефлер и Ф. Тольцинер. Всего приехало около 30 специалистов.

Немецкие архитекторы оставили заметный след в строительстве соцгородков при строящихся заводах в Магнитогорске, Свердловске, Орске, Перми, Соликамске и других городах.

В 1933 году Ханнес Майер представил генеральный план развития Биробиджана, выполненный в стиле Баухаус, который был воплощён лишь частично.

Часть баухаусовцев была репрессирована в СССР (Шефлер, Тольцинер, жена и сын Майера)..

После Второй мировой войны в состав РСФСР вошла часть бывшей Восточной Пруссии (Калининградская область), с несколькими постройками в стиле Баухаус.

Появление модного направления баухауз

Рождение – 1919 г., Германия. Отличия – присутствие русских мотивов. Интерьер – с правильными и прямоугольными предметами, без декоративных деталей, не представляющих значения, считаются лишними.

Преимущество bauhaus – незатратность на обстановку и отделку. Мебельная обстановка эргономична и комфортна, без вычурностей и роскоши, что отразилось на серийном выпуске в массовом производстве.

Появились стулья на металлическом каркасе, трансформируемые диваны и столы, мебельные модули и встроенные шкафы-купе. Впервые зоны комнаты подсвечивались разными светильниками, потолки в комнатах делать разной высоты.

Пол Смит

«Я узнал о школе в юности, когда жил в Ноттингеме. О ней рассказали студенты местного колледжа искусств — думаю, во многом те разговоры определили мое желание стать дизайнером. Хотя сперва я подумал, что Баухаус — это какой-то городской микрорайон».


«Мне очень близок подход этого арт-учения, идеи практичности и функциональности. А еще пропагандируемая им концепция творческого коллектива и взаимодействия между участниками. Школа всегда ратовала за то, чтобы представители разных сфер искусства работали вместе, обменивались идеями и вдохновлялись друг другом».

«Хрустальный дом» Джорджа Фреда Кека, вдохновленный принципами Баухауса, на Всемирной выставке в Чикаго, 1934

«Моя коллекция осень-зима 2015 — прямая отсылка к творчеству Джозефа и Анни Альберс, которые разделяли принципы школы. А еще недавно мы выпустили капсулу, созданную под впечатлением от тканых полотен Анни и приуроченную к выставке в музее Tate Modern

Для меня важно было отдать должное невероятному мастерству художницы и добиться того, чтобы вещи деликатно и при этом точно отражали суть ее произведений»

Paul Smith осень-зима 2015

View on Instagram

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Выбор мебели

Мебель в стиле баухауз – это мебель для среднестатистического человека с самыми скромными доходами. Столы, стулья, диваны выбираются не из-за презентабельного вида, а из-за их высокой функциональности. Лаконичные и четкие формы, отсутствие декоративных элементов придают изделиям из дерева, пластика и металла простоту, удобство и современное совершенство. Для конструирования кресел и стульев используется принцип простого пересечения плоскостей. Обычно такие предметы мебели не имеют ручек и подлокотников.

Эргономичные стулья из гнутых металлических трубок, с подушками из кожи или брезента в качестве сидений считаются уже классикой в стиле баухауз. Основатели этого стиля считали, что предметы мебели должны быть не слишком дорогими, предельно функциональными и разборными. Использование металла и пластика позволяет сделать интерьер и гигиеничным, так как такие материалы легко чистить. На сегодня такая мебель прочно вписалась в интерьер офисов, общеобразовательных и медицинских учреждений.

Широкой популярностью пользуется трансформируемая мебель – столы и стулья, легко убирающиеся друг в друга, разборные табуретки и тумбочки. Столы от Джозефа Альберса помещаются один в один, их столешницы из закаленного стекла узнаваемы по чистым, ярким цветам. Простота и функциональность позволяет сделать интерьер комфортным для всех живущих в доме людей.

Стиль баухауз внес в современный интерьер множество инновационных разработок – начиная от модульной мебели и заканчивая абстрактными рисунками на напольных покрытиях и коврах. Естественным элементом в интерьере стали встроенные шкафы, позволяющие при экономии пространства хранить дома множество вещей.

Под пристальным вниманием оказалось и совершенствование рабочей зоны на кухне. Под влиянием стиля баухауз дизайнеры разработали столы для пеленания и модульные кроватки

Международный стиль

Некоторые критики утверждают, что к архитектуре Bauhaus могут относиться здания построенные только в Германии, а все остальное следует относить к международному стилю — в то время как другие используют оба термина как синонимы одного явления. Редакция журнала поддерживает идею взаимозаменяемых понятий.

Термин международный стиль был принят после публикации книги историка Генри-Рассел Хичкока и архитектора Филиппа Джонсона, которая совпала с выставкой 1932г в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA). Книга называется «Международный стиль».

Bauhaus архитектура посвящена социальному аспекту дизайна с созданием новых форм доступного для людей жилья.

Формирование и развитие стиля Bauhaus архитектуры произошло еще и благодаря прогрессу в строительных материалах и инженерии. Развитие строительных технологий, использование железобетона позволило придавать бетонным стенам любую форму.школе дизайна Баухаус , которая функционировала с 1919 по 1933 (первая в Веймаре, затем в Дессау), на прямую зависел от развития технологии в целом. Целью школы стало соединение всех искусства в рамках концепции дизайна. Чтобы создать эти новые связи и использовать технологии, недоступные ранее, совмещая их с новыми формами и образами, от каждого из своих 700 студентов школа требовала забыть все, что они знали на сегодняшний день.

Лучшие представители искусств того времени были приглашены Гропиусом для преподавания в школе —художники : Пауль Клее, Василий Кандинский, Лионель Фейнин, Оскар Шлемер;влиятельные архитекторы : Мис ван дер Роэ, Ханнес Майер, и сам — все внесли вклад в становление и формирование образа Bauhaus / международного стиля в архитектуре, промышленном дизайне и графическом дизайне.

«Баухаус» — это многозначное понятие. Так в средневековой Германии назывались цеха архитекторов и строителей, позже этим словом было названо одно из самых известных немецких учебных заведений, которое создало новое направление в искусстве XX века и оказало огромное влияние на современную архитектуру и дизайн. Высшая школа искусств «Баухаус» существовала всего лишь 14 лет: с 1919 по 1933 годы, и тем не менее, она стала одним из самых значительных явлений культурной жизни Германии.

Исследователи отмечают, что модернизм стал для многих художников первой половины XX века не просто новым направлением в искусстве, но и своеобразной религией, с помощью которой они хотели изменить окружающий мир, а также человека, преобразив его жилище и быт. В 1919 году в Ваймаре была основана экспериментальная школа искусств Баухаус. В программе-манифесте учебного заведения в достаточно экзальтированной форме предлагалось объединить усилия художников и ремесленников и построить здание будущего, которое станет, по словам авторов программы, «хрустальным символом новой веры».

Основатель Баухауса, Вальтер Гропиус, наряду с Ле Корбюзе, считается основоположником модернизма в архитектуре. Преподавательский состав в его учебном заведении был крайне талантливый, хотя достаточно эксцентричный. Иоганнес Иттен, создавший теорию цвета, являлся поклонником зороастризма. Каждое занятие этого профессора начиналось с особой медитации, призванной помочь студентам сконцентрироваться и пробудить в них творческие силы. В числе профессоров был также русский художник Василий Кандинский, основоположник живописи абстракционизма. Покинув Россию после революции, он переехал в Германию, где принял немецкое гражданство и в течение нескольких лет преподавал в Баухаусе живопись.

Не только преподаватели, но и учащиеся отличались крайней экстравагантностью. В учебном заведении царила полная свобода, и студентам разрешалось делать все, что угодно. В результате жители Ваймара постоянно жаловались на выходки студентов, которые то раскрашивали по ночам городские статуи, то купались голыми к ужасу благовоспитанных бюргеров, то носили вызывающую одежду. Особенно шокировало большое количество женщин среди учащихся, что в первой половине XX века было еще крайне непривычным.

Требования к мебели

Первое – функциональность, комфорт и дешевизна, а уж потом эстетика, но качество обязательно. С виду это не сложная мебель с горизонтальными и вертикальными плоскостями, чаще трансформируемая.

Мебельные предметы этого стиля изготавливают из дерева, пластика и металла. Декоративные элементы не применяются. Такая мебель приобретается офисами, медицинскими и общеобразовательными учреждениями.

Мебель, относящаяся к стилю bauhaus:

  • стул-матрёшка, состоит из нескольких стульев, вкладывающихся один в другой;
  • модульные решения корпусной мебели;
  • складывающийся стол или со столешницей из стекла и с металлическими ножками;
  • табуреты и тумбочки разборные;
  • раскладные диваны с прямоугольными подушками, подлокотников нет, так же, как и на креслах;
  • вещи хранятся в шкафах-купе.

Баухаус у вас дома

Черное полотно жк-телевизора, пуф цилиндрической формы сделают акцент на геометрической составляющей и будут функционально востребованы, что соответствует принципам баухауса.

Искусственный камень в современном интерьере (часть 1)

В интерьерах мрамор смотрится изысканно и достойно. Такие изделия раньше действительно появлялись лишь во дворцах и богатых домах, так как обработка камня занимала много времени, сил, стоила дорого.

Дух абстракционизма в интерьер привнесут ковры или циновки, выполненные в цветах Кандинского. Геометрические фигуры на изображении приветствуются. Избегайте чисто декоративных, несущественных элементов при планировании обстановки: баухаус не терпит легкомысленности

в салонах ТК «‎Ланской»

Историческая справка

История стиля баухаус начинается в 1919 г. в Веймаре. Это была школа строительства и конструирования, и первым директором её стал  Вальтер Гропиус. Именно ему принадлежат слова, ставшие идеологической основой стиля: «художник – есть высшая степень ремесленника». 

Современный дизайн 1-комнатной квартиры 30-40 кв.м


Планировки однокомнатных квартир, которые возводят застройщики сегодня, позволяют эффективно использовать каждый «квадрат». Однако с помощью современных методов зонирования и перепланировки облагородить можно помещения и более ранней постройки. Какой он – современный дизайн 1-комнатной квартиры 30–40 кв. м?

Преподаватели, приглашенные Гропиусом, были настоящими «звездами»: искусству витража обучал Пауль Клее, Лионель Фейнингер вел класс обрезной гравюры по дереву, скульптор Герхард Макс – класс керамики, а Лотар Шрейнер преподавал сценографику. 

Пониманию цвета и композиции студенты учились у ведущих архитекторов и художников-авангардистов, таких как Василий Кандинский, Иоганнес Иттен, Мохой-Надь.

Вальтер Гропиус, первый директор

Школа стала своеобразным котлом творчества, экспериментальной лабораторией, в которой ремесло превращалось в высокое искусство.

Преподавательский состав

Пережив пик творчества в Дессау, сменив несколько директоров, в 1933-м году под давлением антимодернистского нацистского режима Баухаус закрыл свои двери. 

Первый и последний директора, Гропиус и Мис эмигрировали в Америку, где серьезно повлияли на урбанистический облик городов-гигантов Чикаго и Нью-Йорка, кто-то осел в Израиле («Белый город», отстроенный в стиле баухаус – под защитой Юнеско). 

После окончания войны носители идей баухауса рассеялись по Европе и Германии, во всех областях промышленности, продолжая создавать минималистичные шедевры.

Интерьер в стиле Баухаус

Принцип Гропиуса отразился в дизайне новой мебели — модульная, минималистичная, она легко трансформировалась и не требовала под себя большого пространства. По сути, Баухаус стал родоначальником эргономичности в интерьере: предмет выполнял свои функции, он был практичен и легко встраивался в дизайн. Впрочем, мебель в стиле Баухаус — это не только о торжестве геометрии и лаконичности. Баухаус — это ещё о прогрессе, об использовании современных разработок и материалов.

Интерьер в стиле Баухаус, стулья Zalaba. Фото: Instagram @trentini_gallery

Интерьер в стиле Баухаус, стулья Zalaba. Фото: Instagram @trentini_gallery

Дизайнеры того времени работали с искусственными материалами, комбинировали их с деревом, стеклом, натуральной кожей и камнем. В отделке стен использовались нейтральные тона — серый, чёрный, белый и бежевый. Разбавляли эту палитру редкие и яркие пятна красного, голубого и жёлтого.

Классический пример интерьера в стиле Баухаус — офис Вальтера Гропиуса в Веймаре, реконструированный в 1990-х годах Генри Ошманом. С некоторыми поправками такое оформление встречается в современном исполнении, а предметы интерьера — как у брендов класса люкс, так и в магазине Ikea.

Декорирование

Если интерьер в стиле модерн предусматривает причудливый и не всегда понятный декор, то современный стиль предлагает не менее оригинальные, но все-таки практичные варианты. Для украшения помещения часто используются осветительные приборы и зеркала, которые, помимо декоративной функции, используются для повседневных нужд. В качестве элементов декора современный стиль использует то, что может пригодиться: бытовую технику, светильники, этажерки и тумбы.

Основные правила декорирования интерьера в современном стиле:

  1. Минимум аксессуаров.
  2. Если картины – то монохромные, и без массивных рам.
  3. Никаких массивных штор. Идеально подойдут жалюзи, римские шторы или вообще покрытие для стекла, которое делает окно непросматриваемым со стороны улицы.
  4. «Нет» коврам и любым напольным покрытиям.
  5. Зато приветствуются в этом стиле глянцевые предметы декора и поверхности – зеркала, изделия из стекла и металла.

Современный стиль говорит «НЕТ» бесполезному декору, и настаивает на максимальной полезности любого предмета, даже картины на стене. И пусть эта картина или ваза не эксклюзивна – зато в конкретном интерьерном решении она смотрится оригинально и неповторимо.

Театральный курс

Одной из причин формирования театрального курса было желание объединить студентов и преподавателей, сформировать между ними дружеские отношения. Предполагалось, что театр должен не только использовать художественные приемы, но и законы механики, оптики и прочие научные знания.

Групповое фото танцоров Триадического балета, 1927 Костюм, разработанный немецким художником Оскаром Шлеммером для «Триадического балета», 1922

В 1922 году на сцене Национального театра в Штутгарте состоялась премьера постановки «Триадический балет» (или балет «Триада»), для которой немецкий художник Оскар Шлиммер разработал четыре типа костюма-формы: «Вращающаяся архитектура», «Марионетка», «Технический организм» и «Метафизическая выразительная форма».

Оформлением сцены театра в Дессау также занимался Шлеммер, который присоединился к Баухаузу еще в 1920 году. Именно Шлеммер нарисовал знаменитый логотип Баухауза.

Знаковые изобретения

Cantilever chair (Cesca)

Консольное кресло с сиденьем, будто бы зависшем в воздухе, изобрел в 1928 году Марсель Бреер. Для каркаса он использовал стальные трубки и подарил изобретению уменьшительное имя приемной дочери – «Ческа».

Кресло Wassily (Model B3)

Создано Бройером в 1925-1926 гг., когда он возглавлял мастерскую по изготовлению шкафов в Баухаусе (период Дессау).

Bauhaus Cradle

Вдохновляясь работами Василия Кандинского, Петер Келер, студент школы Баухаус, создает абстракционистскую колыбель.

Легендарное кресло Grand Confort (оно же «LC2»)


Великолепие матовой черной кожи и каркас из холодной стали принадлежит фантазии Ле Корбюзье. Вы могли видеть это кресло в сериале «Шерлок», именно на нем обычно сидит главный герой.

Изделия Марианны Брандт

Талант Марианны Брандт проявился в полной мере сразу в некоторых сферах. Она воплощала в своем творчестве целевые принципы баухауса, сочетая ремесло с высоким художественным вкусом. Марианна делала фотоколлажи, рисовала и была первой женщиной, работавшей по металлу.

Дизайн футуристических сервизов Брандт отражается в современных изделиях, ее почерк угадывается в острых носиках чайников, треугольниках подставок для салфеток, черных кубиках электронных часов.

Красно-синий стул Ритвельда

Rood-blauwe stoel — голландский дизайнер Геррит Ритвельд спроектировал в 1918 году. Ритвельд входил в ту же группу художников, что и Мондриан – «Стиль», отсюда – металлическая решетка-каркас и знакомые по дизайнам Мондриана цвета.

Оригинальный красно-синий стул приютил Музей современного искусства в Нью-Йорке.

Идеи кухни в стиле баухаус

Кухня в стиле баухаус характеризуется светлыми цветами, а также максимальным упрощением форм, основанных в основном на простейших геометрических фигурах, таких как:

  • круг;
  • квадрат;
  • конус.

Преподавание в школе Баухаус

Основным принципом в школе Баухаус было понятие «Gesamtkunstwerk», что можно перевести как «синтез искусств», поскольку предполагалось, что выпускники в своем творчестве будут объединять искусство и ремесло. Вообще, считалось, что красиво только то, что является полезным, удобным и функциональным, и потому дизайн отличался крайней простотой и лаконичностью.

Надо сказать, что художники Баухауса совершили настоящий прорыв не только в архитектуре, полностью порвав с классическими традициями, но также и в дизайне. Металлическая мебель из гнутых трубок стала новым словом в оформлении интерьеров. Когда смотришь на изделия мастеров Баухауса, выполненные в 20-е годы прошлого века, то поражаешься тому, насколько современно они смотрятся и сегодня. Своеобразной визитной карточкой школы стал стул «Василий», названный в честь Василия Кандинского. Впервые в истории была создана мебель из хромированных труб, а источником вдохновения для дизайнера послужила … конструкция велосипеда! В числе изделий художников Баухауса наиболее известен чайный сервиз, полностью состоящий из простейших геометрических фигур, а также стильные настольные лампы. Некоторая мебель и бытовые предметы, созданные художниками Баухауса, до сих пор находятся в производстве.

Кроме занятий архитектурой и дизайном студенты Баухауса большое внимание уделяли искусству фотографии, начав одними из первых использовать технику фотоколлажа. Были попытки проявить себя также в танце

В учебном заведении ставились совершенно шизофренические балеты, декорации и костюмы для которых создавались студентами и преподавателями.

Наиболее известным спектаклем стал «Триадический балет» с участием учащихся, в котором танцоры уподоблялись большим марионеткам:

Когда и для кого построены дома

Дома были заброшены в 1930, во время, когда Германия была погружена в войну, и страдала от ущербов военного конфликта. Ремонт в домах начали в 1990 году и 24 года спустя — к 2014-му году дома meisterhauser Bauhaus (Фавориты Баухауз) были полностью отремонтированы.

Последние построенные дома принадлежат Вальтеру Гропиусу и художнику Ласло Мохой-Надя. Во время воздушного налета Дессау во время Второй мировой войны оба здания были разрушены. Вместо того чтобы восстановить здания, привести их к первоначальному виду, архитекторы и реставраторы реконструировали meisterhauser , чтобы еще раз подчеркнуть спартанские качества стиля Bauhaus. Кроме того, окна обоих домов были покрыты непрозрачной плёнкой, которая придавала зданиям неземной внешний вид.

Интерес к зданиям спроектированных Вальтером Гропиусом, как к уникальному культурному наследию возник во всём мире еще до включения Meisterhauser Bauhaus в Список ЮНЕСКО.

В статье от Guardian , архитектор-реставратор Хосе Гутьеррес / Jose Gutierrez объясняет, что «память живет прошлым, на размытости и неточности, мы хотели создать нечто игривое и легкое, избавившись от тяжелого наследия войны, мы создавали новый образ без болезненного прошлого Германии.» / (Оригинал на англ.: «Memory lives off blurriness and imprecision, we wanted to create something playful and light, nothing too heavy: an innocent glance at Germany’s painful past).

Другие из домов Meisterhauser Bauhaus, построенных ранее домов Гропиусуа и Мохой-Надя были открыты и в них успели провести несколько общественных мероприятий. В доме Лионель Файнингера / Lyonel Feininger проводилась постоянная выставку, посвященную композитору Курту Вейля / Kurt Weill. Центр Курт Вайль, который управлял выставкой, так же переехал в этот дом на время проведения выставки.

Один из домов Meisterhauser Bauhaus используются для сезонных мероприятий и выставок. Экскурсии этих домов, а также сами объекты Bauhaus доступны круглый год.

Несмотря на то, что два из семи оригинальных зданий были разрушены и заново сконструированные по идеям Bauhaus, теперь полностью восстановленные Meisterhauser здания дают возможность получить полное впечатление ансамбля.

Школа дизайна и архитектуры Bauhaus — одно из самых влиятельных учебных заведений за 14 лет своей работы успело создать несколько фундаментальных идей для развития современной архитектуры и промышленного дизайна. Идеи школы впитали и унаследовали современные течения развития архитектуры и дизайна.


С этим читают