Модерн

История появления

На протяжении XIX века не было продуцировано ни одного нового стиля, осуществлялась только реконструкция старых исторических направлений. Ампир, неоклассицизм и академизм базировались на римско-греческих античных канонах и формах, псевдоготика повторяла архитектуру позднего Средневековья, во Франции причудливо смешивались второе рококо, стили Людовика XV и XVI, в каждой европейской стране процветал псевдонародный стиль и модификации уже известных направлений. Творцам искусства до оскомины надоел повтор старого, и началсяактивный поиск новых форм, акцентов, образов.


Первое архитектурное сооружение в стиле модерн было построено в Брюсселе Виктором Орга в 1893 году для профессора Тасселя при оформлении его особняка. В Англии в 1892 году был издан иллюстрированный графиком Обри Бердсли роман «Смерть Артура», а затем он создал декорации к «Саломее» (пьеса Уахлда). Утонченно эротичные рисунки художника вызвали возмущениеобывателей и шумиху, однако стали эталоном нового искусства и принесли Бердсли славу

В обоих случаях, и в иллюстрировании романа, и при оформлении особняка, художники акцентировали внимание на волнообразных утонченных линиях. В это же время первые шаги в данном направлении делали венские и мюнхенские художники-дизайнеры

Поэтому, невозможно однозначно сказать, где зародился стиль арт-нуво. В страны Европы он ворвался как порыв свежего воздуха одновременно с разных уголков континента и быстро распространился в этой части света, а затем стал популярен и в Соединенных Штатах.

Высшего расцвета направление достигло после 1900 года, когда на Парижской Всемирной выставке модерн стал главенствующим стилем. Экспонаты, павильоны, специально построенные объекты и даже многие технологические новинки содержали элементы арт-нуво.

Аксессуары art nouveau: красота в пользе, а польза в совершенстве

Модерн прекрасен, но так ли он самостоятелен и интересен без вносящих в него изюминку мелочей? Да и такие ли это мелочи?

Витражные светильники, цветочные люстры, необычные торшеры создают именно ту атмосферу, которая призвана подчеркивать все необычное и совершенное в своей законченности.

Как пройти мимо великолепия, которое с любовью создавалось настоящими мастерами своего дела? Природность и изящество, присущие этим изделиям, позволяют окунуться в сказку нашего дома. Когда не существует больше ничего, а только вы и красота, окружающая вас, имеют значение.

Как нет домов без света, так не существует их и без зеркал. Зеркала в стиле модерн — это красивейшие изделия, созданные для украшения квартиры

Формы, рамы — все притягивает взор, концентрирует внимание. И дело не в отражении, а в истинной сути вещей, которое покажет такое сказочное зерцало

Зеркала — неотъемлемая часть интерьера

Полки и банкетки, фоторамки и картины — все это подчеркивает «новый стиль», делает его совершенным в его замысловатости и простоте.

Стиль арт нуво в интерьере спальни: практические рекомендации

Спальная комната в романтичном и чувственном дизайне арт-нуво покоряет сердца многих, поэтому черты этого стиля часто можно встретить даже в самых современных домах. Несколько штрихов способны превратить утилитарную комнату в самый настоящий будуар.

  • Изменить стандартную прямоугольную форму окна можно с помощью декоративных накладок из дерева. Сделанные в обычном для арт-нуво стиле, они станут очень выразительным акцентом. Такие накладки можно поддержать и особым дизайном дверного полотна, с прихотливо изогнутыми филенками и стеклянными вставками в форме лепестка.
  • Стены и потолок можно украсить растительным орнаментом. Тем более, что традиционные двумерные изображения и элементы арт-нуво, буквально, подталкивают к такому решению.

  • Цветочная тема может быть продолжена декоративными и функциональными элементами. Вазы с флористическим орнаментом, светильники в виде бутона, лепестка или ветки дерева, узоры текстиля и картины с цветочными композициями – все это поможет созданию образа настоящего арт-нуво.
  • Для такой спальни мебель лучше выбирать из натурального дерева. Кровати, стулья и полукресла могут быть украшены резьбой или овальными филенками, расположенными в форме сходящихся лепестков.
  • Особое место в спальне стиля арт-нуво занимает кровать. Ее выбирают традиционной высоты, с фактурным изголовьем. Здесь можно включить фантазию по максимуму. Традиционным выбором является дерево, с выразительной резьбой, изображающей животных, птиц, растения и цветы. Классические плавные очертания арт-нуво, разноуровневые элементы и богатство используемых фактур и цветов делает возможность проявить и вкус, и фантазию.
  • Изголовье для кровати может быть оформлено с использованием текстиля, позолоты, других декоративных элементов. Особенно хорошо выглядит кожа, атлас, шелк. Можно использовать материал с вышитым рисунком, тиснением или ручной выделки.

  • Текстиль в такой спальне обычно используют так широко, как только возможно. Обивка мебели, шторы, ковры, покрывала, а иногда и балдахины, занавеси, декоративные ширмы – все это находит применение в интерьере арт-нуво. Текстиль должен быть качественным, разнообразным, даже роскошным. Цвета и узоры можно выбирать самые разнообразные, от глубоких и чувственных тонов до игривой цветочной расцветки, способной поднять настроение в самый пасмурный день.
  • Для отделки стен можно использовать обои и текстиль, применять декоративные панели с готовым рисунком, или украшать стены росписью. На полу органичнее всего выглядит натуральное дерево, а также керамическая плитка крупного формата. Большинство любителей арт-нуво выбирает для украшения пола в спальне ковры из натуральной шерсти с ориентальным или флористическим рисунком.

  • Современные образы спален в стиле арт-нуво часто выполняются в светлых, легких цветовых решениях. В небольших помещениях традиционные насыщенные цвета и обилие натурального дерева могут создать ощущение перегруженности интерьера. Избежать этого помогут белые, голубые, сливочные и бежевые тона текстиля, отказ от традиционных штор и замена их деревянными жалюзи и легкими занавесями, использование в оформлении светлых аксессуаров весьма современного вида.
  • Спальни арт-нуво могут быть оформлены с использованием натуральных отделочных материалов, плавных линий мебели и декоров, единой композицией пространства и основной ключевой идеей дизайна. Все это довольно традиционно для всего стиля модерн. Собственное звучание арт-нуво придадут прихотливо сплетенные растительные орнаменты и резьба, живые растения в интерьере и образы живой природы, угадываемые в очертаниях пуфов, столиков или тумб.

Несмотря на свой возраст и длинную историю, арт-нуво вполне подходит для того, чтобы украсить вполне современное жилище, придав ему гармонию и эстетическое совершенство. Образ интерьера в стиле арт-нуво поможет не только сделать жизненное пространство комфортнее, но и насытить его особенной энергетикой, за счет фантастически красивых узоров и орнаментов, прихотливо изогнутых плавных линий и образов живой природы, отраженных в мебели и декорах.

Узнаваемые черты

Дизайн интерьера Арт Деко имеет общие черты с модерном, ампиром и современными стилями (хай-теком, например). Однако, выделить среди прочих его легко по следующим принципам:


1. Геометрический рисунок, украшающий стены и потолок – главная особенность интерьера Art Deco. Зигзагообразные и прямые линии могут украшать мебель и текстиль. Круглые мотивы часто украшают потолок и отражаются прямо пропорционально на пол, повторяясь на мебели или в декоре.

2. Дорогие и редкие природные материалы – в центре внимания. Так, в гостиной может стоять эксклюзивный мебельный гарнитур из крокодиловой кожи, дверные ручки могут быть инкрустированы слоновой костью и платиной. Вместо ковра на полу может быть использована шкура зебры или леопарда.

3. Цветовая гамма помещений строится на принципе контраста. Как правило, сочетают сильные сочные цвета из темной и светлой гамы. Традиционной: белый и черный, белый и фиолетовый, золотой и красный, золотой и черный, белый и коричневый.

4. Отрицание аскетизма и минимализма. Если пространство организуют в стиле Арт Деко, то использовать недорогие материалы и экономить на мебели или освещении не принято. Дизайн интерьера Арт Деко не создает впечатление дорогого, он на самом деле такой.

Стилевые особенности

Для модернизма характерны закругленные и волнообразные, часто ассиметричные линии, естественные формы, абстрактные, геометрические, линейные конфигурации. Кладезем идей послужило национальное творчество, искусство стран Ближнего Востока, африканского севера, Японии, Индонезии, чему весьма способствовала популярность путешествий и колониальное предпринимательство. Слоновая кость и древесина экзотических деревьев, кожа, рога и шкуры животных стали не просто материалом, а также источником вдохновения для создания дизайне в стиле арт-нуво. Впитав и преобразовав различные направления, национальную культуру и традиции разных стран, стилизация, как никогда прежде, выделилась в качестве главного эстетического метода нового стиля.

Именно природа с ее неисчерпаемым богатством идей, как правило,определяла тематику и формы произведений в период модерна. Стилизованные раковины, цветы, листья, ветви, насекомые, особенно бабочки и стрекозы, ящерицы и змеи часто переплетались, сочетаясь в узорах и орнаментах арт-нуво. Затем композиции применяли в совершенно разных видах изобразительного, прикладного искусства, при оформлении потребительских изделий. Тяга к естественным формам не обошла стороной и человеческое тело как венец природного творения. Стилизованные изображения прекрасных полуобнаженных женщин, тела которых недостаточно прикрыты, а лишь подчеркнуты легчайшими одеяниями –один из характерных декоративных элементов стиля.

Германия

Югендстиль

Своим названием «югендстиль» обязан журналу «Die Jugend, который был ос­нован в Мюнхене в 1869 г., но сам стиль идентичен направлениям Ар Нуво, су­ществовавшим в других частях Европы.

Эндель

Сравнительно небольшой проект пред­ставителя югендстиля Августа Энделя (1871-1912) в Мюнхене, кажется, вобрал в себя все направления Ар Нуво. Ателье «Эльвира» (1896, ныне разрушено) представляло собой неболь­шое двухэтажное здание, в котором раз­мещалась студия фотографа. Фасад про­резан входной дверью и несколькими ассиметрично расположенными окош­ками. Проемы имели странную форму — прямоугольник со скругленными верх­ними углами. Здесь нет и намека на исто­рические стили. Фасад украшает вели­колепный барельеф, изогнутые линии которого напоминают волны. Перепле­ты окон походят на изогнутые вино­градные стебли. В оформлении вести­бюля и лестницы использованы фанта­стические мотивы. Эндель — автор еще нескольких менее эффектных архитек­турных проектов и мебели в стиле Ар Ну­во, но своей славой он обязан исключи­тельно ателье «Эльвира».

Римершмид и Беренс

В разработке югендстиля также участ­вовал Рихард Римершмид (1868-1957), спроектировавший музыкальную ком­нату для Дрезденской выставки 1899 г. Относительная простота интерьера предвосхищает будущие направления в дизайне. Простой стул с диагональ­ными боковыми стяжками, придуман­ный Римершмидом, послужил прооб­разом нескольких современных вари­антов. В 1900 г. Римершмид вместе с Бернардом Панкоком (1872-1943) ра­ботал над дизайном столовой, пред­ставленной на Парижской выставке. Для этой же выставки Панкок создал «курительную комнату», в отделке ко­торой были использованы резные де­ревянные элементы, выдержанные в едином стиле с окнами, потолком и ос­ветительными приборами — все проникнуто духом югендстиля. Ранние ра­боты Петера Беренса (1868-1940) так­же выполнены в духе югендстиля. Это касается и интерьеров его дома в Дармштадте (1901). Позднее, работая по заказу Немецкой электрической компании (AEG) над дизайном различ­ных товаров, он обращается к модер­низму.

Детали интерьера — основа дизайна в стиле модерн

Интерьеры, созданные на рубеже прошлых веков, поражали воображение новизной и отхождением от всего ранее придуманного. Именно в таком качестве они и пришли в жизнь людей и в их дома.

Любителей и поклонников модерна достаточно и сейчас. Хотя, конечно, современность внесла в этот стиль свои изменения и, возможно, сделала его даже более интересным.

Если это лестницы, то лестницы изогнутые, с резными перилами, воздушные и легкие. Они как будто парят в окружении цветов.


Да и сами они — скорее сказочные вечные растения, выполненные из металла и дерева. Бутоны, цветы, деревья и абстрактные переплетения — вот самые распространенные узоры.

Дверные проемы — не просто проемы.

В них нет и не может быть классических углов, а потому art nouveau предпочитает арки, скругленные формы (порой даже странные), натуральное дерево, украшенное завитками и всевозможные «невозможности» с точки зрения простого обывателя и классического стиля интерьера.

Полы часто разноуровневые. Дорогой натуральный паркет из ценных пород дерева.

Разноуровневые полы можно выложить плиткой.

Как вариант — разграничение пространства различными видами покрытия: паркетом, выложенным разнообразными узорами, ковролином с растительным орнаментом, плиткой.

Благородный паркет с эффектом «мокрого дерева».

Лепнина на потолке в несколько уровней и всевозможные виды декора — это вписывается в стиль, делает его целостным и прекрасным со всех сторон.

Многоуровневая лепнина на потолке

Обязательная деталь стиля модерн — это камин. Пусть ненастоящий, электрический, но обязательно украшенный завитушками. Этакая основа тепла и света, уюта и красоты, вокруг которой и располагаются остальные предметы.

Ткани для штор, тюля, ламбрекенов или обивки на мягкой мебели, характерные для art nouveau должны быть приятными на ощупь, гладкими, ласкающими, с преобладанием все тех же флористических мотивов.

Прекрасно подойдет шелк, атлас, велюр или бархат. Они призваны подчеркнуть изящество, дополнить интерьер своей «природностью», манящим шиком и великолепием.

Нельзя представить модерн без витражей — с цветами и с изогнутыми линиями. Витражными могут быть как окна или их часть, так и двери. А если применить эффект витражного стекла в аксессуарах?

История Арт-нуво: из Парижа – повсюду

Стиль появился в 1895 году в парижской галерее, где в одном из отделов выставили работы одаренных, стеклянных дел мастеров – витражи и лампы. Аrt nouveau, недолго думая, назвал эту секцию хозяин магазина – новое искусство.

Собственно, имен у стиля много: в России он известен как модерн, у немцев – югендстиль, у жителей Испании — либерти, а в США связан с карьерой Луиса Тиффани, ювелира и дизайнера, «отца» известного доселе бренда.

Модное направление завоевало Запад и Восток буквально в считаные годы: можно сказать, ХХ век ступил на Землю, облаченный в пышные «наряды» Арт-нуво. До самой первой мировой завитки и виньетки, свойственные стилю, украшали новое столетие.

Материалы для отделки

Для отделки комнат используют различные по фактуре материалы, которые создают органичную комбинацию. В качестве напольного покрытия применяют штучный паркет. В современном арт нуво допустимо использование ламината. Для отделки пола на кухне и в ванной применяют каменную или кафельную плитку, которая плавно перетекает в древесную облицовку соседних комнат. Поверхности часто украшают узорами и плавными разводами, которые напоминают оригинальную текстуру дерева или смешение сливок в чашке кофе. Стены оклеивают обоями или покрывают декоративной штукатуркой. В редких случаях их окрашивают или драпируют тканями, которые мягкими ниспадающими складками вносят дополнительную порцию «волнистости» в интерьер. Потолок штукатурят в классический белый цвет. Однако его фактура редко бывает лаконичной из-за дополнений в виде растительного орнамента из лепнины или витражных вставок. Именно в этом направлении (первом из классических) прижилась идеи использования потолков сложной конфигурации. Сейчас в современных стилях такое интерьерное решение не ново, а во времена расцвета арт нуво это было в диковинку. Каминные полки, декоративные ниши, акцентные элементы отделывают натуральным или искусственным камнем.

Стиль арт-нуво в одежде


Новое направление не произвело революцию в женской моде, для которой в тот период силуэты XVIII века служил образцом. Недостаток оригинальных фасонов компенсировался роскошной отделкой: орнаментом, вышивкой, тесьмой и лентами, складками и воланами. Узкие высокие воротники охватывали женскую шею до самого подбородка. Вшивной рукав, пышный у плеча, был узким от локтя и заканчивался ниже кисти, нередко доходя до пальцев. Длинная, касающаяся пола юбка, формой напоминала колокол. Пышная у бедер, она собиралась сзади в складки, частенько переходящие в короткий шлейф. Таким образом, затянутая в корсет с накладными подушками внизу спины женская фигура, в профиль походила на букву S. Чтобы сбалансировать этот силуэт, большие и пышно декорированные шляпы носили, слегка сдвигая вперед. Самым респектабельным и дорогим, но довольно тяжелы украшением для шляп были страусовые перья.

Модная обувь тех лет — остроносые туфли либо полусапожки на шнуровке со скошенными каблучками в стиле барокко. Обязательные аксессуары — перчатки и зонтик — завершали дневной наряд. Ткани для повседневной одежды: лен, шерсть, бархат спокойных темных либо пастельных сиреневых, голубых, розовых оттенков.

Вечерние туалеты, как правило, имели глубокое декольте. Их шили из дорогих тканей, таких, как шифон, крепдешин, муслин, сатин, тюль, кружево и богато украшали вышивкой. Открытые руки затягивали в длинные, выше локтя перчатки.

Скандинавия

В конце XIX века в Финляндии существо­вало направление в архитектуре, обыч­но называемое романтическим народ­ным стилем, в котором древние скандинавские мотивы сочетались с ремеслен­ными традициями. Этот стиль похож на американский стиль адирондак. Декоративные тенденции Ар Нуво смешивались с этим стилем, и появ­лялись такие сооружения, как церковь в Тампере, построен­ная по проекту Ларса Сонка (1870-1956). Она напоминает работы Г. X. Ричардсо­на, но детали отражают влияние Ар Нуво и скандинавского (нордического) стиля. В отделке интерьера использованы вит­ражи, настенная живопись и лепные ук­рашения, характерные для югендстиля. В здании железнодорожного вокзала в Хельсинки Элиеля Сааринена (1873-1950) использован промежу­точный стиль, существовавший во вре­мя перехода от югендстиля к раннему модернизму. 

Салливан

Луис X

Салливан (1856-1924) занимает важное место в истории дизайна. Он был первым американским архитекто­ром-модернистом, а также первым ра­ботодателем и наставником Фрэнка Ллойда Райта

Однако Салливан не воз­ражал против использования орнамен­та. Во многих своих работах Салливан применяет орнаменты. Салливана так­же можно назвать представителем Ар Нуво. Он некоторое время учился в Массачусетсом технологическом институ­те, а затем какое-то время работал в фи­ладельфийском бюро Фрэнка Фернесса. В 1874 г. он отправился в Париж изучать архитектуру в Школе изящных искусств, но разочаровался и в 1875 г. уе­хал в Чикаго.

Салливан начал сотрудничать со сво­им старшим коллегой Данкмаром Адле­ром, архитектором, полу­чившим образование в Германии. По­строенное ими в Чикаго здание Аудиториум — это целый комплекс, в центре которого располага­ется великолепный оперный театр, ок­руженный многоэтажным зданием с гос­тиницей и офисами. Железный каркас позволяет возвести здание высотой в де­сять этажей, но внешние стены сложены из камня и напоминают склад и универ­сальный магазин Маршалла Филда (ар­хитектор Г.Х. Ричардсон). Великолепные арки в зрительном зале усы­паны электрическими лампочками и ук­рашены позолоченным рельефным ор­наментом в стиле Салливана. Зри­тельный зал имел превосходную акусти­ку, сцена была прекрасно видна. Можно было опустить потолок при помощи оригинальных приспособлений и сокра­тить количество мест для зрителей. Глав­ный ресторан гостиницы, расположен­ный на верхнем этаже, — это величест­венное сводчатое помещение с окнами, выходящими на озеро Мичиган, стек­лянной крышей и изящными орнамента­ми по эскизам Салливана.

В дальнейшем Адлер выполнял роль помощника и реализовывал идеи, в то время как Салливан занимался дизай­ном. В здании Шиллер-билдинг в Чика­го размещались офисы, а также театр с богато декорированными интерьерами — почти уменьшенная ко­пия Аудиториума. Уайнрайт-билдинг в Сент-Луисе, Гаранти-билдинг в Буффало, штат Нью-Йорк, и Байярд-билдинг в Нью-Йорке — вехи на пути Салли­вана к овладению техникой высотного строительства. Для всех зданий харак­терны простые, вертикальные формы, богатая, но совершенно уместная деко­ративная отделка и великолепный орнамент, украшающий интерьеры помеще­ний, предназначенных для публики.

В числе других проектов Салливана: частные дома, такие как Чарнли-хаус (1892) в Чикаго (дизайном которого за­нимался преимущественно Фрэнк Ллойд Райт) с его потрясающими интерьерами, ныне тщательно восстановленными; па­вильон транспорта для Всемирной Ко­лумбовой выставки в Чикаго (1893); и универмаг «Шлезингер и Майер» (сейчас «Карсон, Пири, Скотт») в Чикаго. Здание магазина во многих смыс­лах было наиболее прогрессивным из всех проектов Салливана.

Помещения снабжены огромными окнами, разделенными узкими про­стенками. Каждое окно обрамляет поя­сок орнамента, такой узкий, что он практически незаметен. Выступающий карниз убрали, нарушив разработан­ную Салливаном концепцию здания.

После 1900 г., когда вкусы американцев изменились, карьера Салливана стала клониться к закату. Созданный им для Все­мирной Колумбовой выставки в Чикаго 1893 г. павильон транспорта с фантасти­ческими сводчатыми порталами уни­кален. Он контрастировал с другими зда­ниями, представленными на выставке, ко­торые были спроектированы в псевдо­классическом стиле, завоевывающем все большую популярностью среди архитек­торов восточного побережья, многие из которых получили образование в Школе изящных искусств в Париже. Как публика, так и многие критики восторгались клас­сическими павильонами с белыми колон­нами на берегу пруда и ощущали в здании Салливана некий диссоншс. Постепенно у Салливана становилось все меньше кли­ентов и работы.

Построенная Салливаном методист­ская церковь Св. Павла в Сидар-Рапидс, штат Айова — это простой прямоугольный блок. Огромная коло­кольня возвышается в центральной части здания. Внутри церкви ряды сидений для прихожан располагаются полукрутом, до­полнительные места предусмотрены на хорах. К сожалению, Салливан рассорил­ся со своими клиентами, которые, стре­мясь сэкономить деньги, заменили витра­жи на простое стекло. И все же это выдаю­щееся сооружение.

Гимар

В Париже самым значительным предста­вителем стиля Ар Нуво был Эктор Гимар (1867-1942). По профессии Гимар был архитектором, но он оформлял интерье­ры, разрабатывал дизайн мебели и более мелких предметов, таких как керамиче­ская плитка, оконные и дверные ручки, каминные доски, которые можно было производить партиями на продажу. Мож­но даже назвать его пионером промыш­ленного дизайна. Он работал над такими проектами, как оформление входа в па­рижское метро, строительство которого велось в конце XIX века. Многие ранние работы Гимара и некоторые более позд­ние дома и виллы имеют причудливые, фантастические формы, но главные его проекты могут по праву считаться шедев­рами Ар Нуво.

Замок Беранже — это шестиэтажный жилой дом в Париже с внутренним двором, в который можно попасть через арку. На первый взгляд Гимар использует романский стиль, но если внимательнее посмот­реть на приземистые колонны по обе­им сторонам от входа и орнаменты, становится ясно, что этот стиль имеет совершенно самостоятельный харак­тер. Металлические решетки, облицов­ка терракотовой плиткой, расписан­ный трафаретными орнаментами пото­лок — все это характерно для Ар Нуво. Интерьеры квартир, конечно, разные, в зависимости от вкусов жильцов. На старых фотографиях можно видеть Гимара в мастерской, которая находилась в его квартире, — вокруг мебель, выпол­ненная по его рисункам, элементы де­кора из дерева и гипса. Многие вещи выставлялись на продажу в каталоге «Стиль Гимара». Собственный дом Гимара в Париже представляет собой четырех­этажное угловое здание, выстроенное на участке треугольной формы. Два выходя­щих на соседние улицы фасада асиммет­ричны. Внутри, судя по фотографиям, были комнаты необычной формы.

Помимо проектов парижских много­квартирных жилых домов, администра­тивного здания и частных особняков в Па­риже и его окрестностях, в1890 г. Гимар работал над дизайном интерьеров париж­ского метро и оформлял вход в него. На­земные павильоны метро отличались друг от друга; некоторые имели стеклян­ную крышу, большинство — вывеску, осве­тительные приборы и доски для реклам­ных объявлений и опознавательных зна­ков. Гимар разработал стандартные элементы — металлические секции перил, вывески, фонарные столбы и стенные па­нели, которые можно было изготовить заводским способом и собрать в разных сочетаниях для той или иной станции ме­тро. Некоторые большие станции имели уникальный дизайн, но в основном приме­нялись типовые элементы. Многие па­вильоны были снесены, однако сохранив­шиеся образцы стали неотъемлемой ча­стью парижских улиц. Гимар продолжал работать вплоть до 1929 года. Проекты Гимара, как и большинст­во проектов в стиле ар нуво, требовали дорогостоящего ручного труда. Напри­мер, чтобы изготовить стул в стиле Ар Ну­во, нужны были серьезные навыки в об­работке дерева. Подобные предметы мог­ли себе позволить только богатые клиенты.


С этим читают