Аккордеоны

Звук и регистры

Аккордеон отличается от других гармоник тем, что у него одновременно звучат множество язычков. Инструмент может обладать различным количеством голосов. Перечислим какие язычки применяются:

  • строевые;
  • с розливом;
  • октавные;
  • пикколо;
  • квинтовые.

Причем квинтовые есть в наличии только в 5-голосном аккордеоне. Пикколо – в 4-х и так далее. Баян проигрывает по количеству язычков и является менее универсальным и упрощенным инструментом, имеет меньшие возможности. То есть различие не только в технических аспектах, но и в звучании. Профессионалы могут различить эти инструменты на слух. В многоголосных аккордеонах имеются переключатели регистров, которыми могут регулироваться те или иные язычки, которые включаются в работу. Как правило, на начальной стадии обучения этими клавишами не пользуются, а сосредотачиваются на технике нажатия кнопок и на разведении мехов, у новичков нередко возникают проблемы с ритмом и др. Регистры – возможность для профессионалов.

Клавиатура

См. также: .

На правой клавиатуре аккордеона исполняется мелодия, на левой аккомпанемент.

Правая клавиатура

По типу правой клавиатуры современные аккордеоны подразделаются на два больших класса: клавишные и кнопочные.

Большинство современных аккордеонов — клавишные. Правая клавиатура у клавишных аккордеонов повторяет фортепианную клавиатуру. (В частности аппликатура на правой клавиатуре клавишного аккордеона сходна с фортепианной аппликатурой для правой руки.) Высота звуков повышается от верхних клавиш к нижним. Диапазон полного — полноразмерного — аккордеона с 45-ю фортепианными клавишами — от ноты Ми малой октавы (Ми большой октавы за счёт регистра Фагот) до ноты До четвёртой октавы (До пятой октавы за счёт регистра Пикколо). Неполные аккордеоны (с размерами 1/2, 3/4, 7/8) в основном предназначены для учебных целей. Диапазоны и тембры звучания на клавишных аккордеонах переключаются регистровыми переключателями, расположенными перед (относительно мехов) правой клавиатурой. У полного клавишного аккордеона число переключаемых регистров (и соответственно переключателей регистров) может достигать пятнадцати.

Правая клавиатура кнопочных аккордеонов — кнопочная, визуально несколько напоминающая правую клавиатуру пятирядного баяна. Естественно конструкция механизма связи кнопок с клапанами звукоизвлекающих элементов иная и очень сходна с таковой у баянов. Также кнопки сравнительно компактны (это также наблюдается и на баянах), что позволяет правой клавиатуре кнопочного аккордеона охватывать практически весь доступный аккордеону диапазон звуков. Это особенность кнопочного аккордеона делает ненужными переключаемые регистры диапазона звучания, — достаточно иметь только переключаемые тембральные регистры. Как следствие переключаемых регистров у кнопочных аккордеонов часто меньше. При равном же количестве переключаемых регистров кнопочный аккордеон обладает большим богатством тембров звучание чем клавишных аккордеон.

В остальном же конструктивно кнопочный аккордеон никак не отличается от клавишного. В частности панель-основа правой клавиатуры у кнопочного и клавишного устроена одинаково и, в частности, развернута относительно корпуса инструмента под одинаковым углом.

Левая клавиатура

При нажатии одной кнопки на левой клавиатуре готового аккордеона звучит басовая нота или аккорд. У выборного или готово-выборного аккордеона на левой клавиатуре проигрываются отдельные ноты как на правой клавиатуре, но в более низком диапазоне звуков. Подробное описание левой клавиатуры см. в соответствующем разделе статьи .

Классификация аккордеонов по количеству клавиш на правой клавиатуре
Размер Полный 7/8 3/4 1/2
Пример
Количество клавиш на правой клавиатуре 41(Фа малой октавы —Ля третьей октавы) 37(Фа малой октавы —Фа третьей октавы) 34(Соль малой октавы —Ми третьей октавы) 26(Си малой октавы —До третьей октавы)
Количество кнопок на левой клавиатуре 120 96 80, 72 72, 60, 48, 40, 32, 24

Диван-аккордеон — фото

В фотогалерее на этой странице вы найдете целую коллекцию интересных примеров, как может выглядеть диван-аккордеон в интерьере. Подборка может заинтересовать не только желающих приобрести данный предмет для своей гостиной, но и дизайнеров, а также представителей компаний, которые занимаются изготовлением мягкой мебели.


Разнообразие диванов с типом трансформации «аккордеон» позволяет использовать их в любой обстановке, главное, чтобы было достаточно простора для трансформации удобного сидения в полноценное спальное место. Выбирайте понравившуюся модель, и пусть Ваш дом станет еще уютнее!

Конструкция

Конструкция у всех видов гармоний схожа: левый и правый полукорпус, левое клавишное поле служит для аккомпанемента, верхний ряд кнопок – бас, нижние кнопки – готовые аккорды. На правой части играется мелодия. Меховая камера, расположенная между частями корпуса служит для нагнетания воздуха, который воздействует на язычки, которые звучат в зависимости от того, как контролирует кнопки и мех музыкант. Разумеется, при игре многое зависит от исполнителя.

На некоторых инструментах имеются переключатели, чтобы играть слева не аккордами, а нотами более нижнего регистра. Каждая фирма, каждый мастер – изготавливают специфические инструменты, поэтому такое большое различие в форме, строению и особенностях звучания различных гармоний. В наше время применяются электронные технологии, которые позволяют встроить в гармонь «целый оркестр», чаще всего информацию обрабатывает компьютерный процессор и устройство в целом является только наполовину акустическим. Такие инструменты пользуются немалой популярностью, благодаря своим замечательным звуковым качествам.

От гармони – к баяну и аккордеону

Но музыканты сразу заметили, что у простых гармоней есть и недостатки. Например, у них ограниченный звуковой диапазон (мало октав). Как правило, они имеют только одну тональность, и бывают либо мажорными, либо минорными.

Поэтому уже скоро встал вопрос об изобретении такого музыкального инструмента, который имел бы достоинства гармони, но при этом обладал бы обширным звукорядом и равномерно темперированным музыкальным строем (т. е. таким строем, где каждая октава делится на 12 математически равных полутонов). Этот строй применяется в академической музыке уже несколько веков. Другое его название – «полный хроматический звукоряд».

На протяжении 19-го века различные фирмы и мастера в Европе и в России работали над усовершенствованием гармони. К левой клавиатуре добавилась правая, появились различные прообразы баяна и аккордеона с фортепианной клавиатурой – среди них «рояльная гармошка» из города Ельца и хроматическая гармоника Николая Ивановича Белобородова, созданная в 1870 году.

В 1907 изобретатель Петр Егорович Стерлигов изготовил первый трехрядный баян, а в 1913 году – и пятирядный.

Примерно в то же время в Европе распространились хроматические гармоники с фортепианной клавиатурой, то есть современные аккордеоны. В Советский Союз они попали приблизительно в 1930-е годы.

Материал обивки

Наиболее важным фактором выбора для многих покупателей выступает внешний вид изделия. Он зависит от используемой обивки. Она может быть представлена видами:

  • натуральная кожа обеспечивает получение красивого, легкого в уходе и дорогого предмета интерьера;
  • жаккардовый обивка мебели аккордеон с оттоманкой считается привлекательным и недорогим;
  • флок – крепкий, надежный материал, который не боится воды и гарантирует получение интересной и долговечной конструкции;
  • шенилл – прочный, надежный материал, легкий в уходе;
  • экокожа является недорогой и привлекательной, но неустойчивой перед разными механическими воздействиями и истиранием;
  • рогожка – основой данного материала является мешковина, которая хоть и отличается отличным качеством, но не очень приятна на ощупь;
  • велюр – материал с бархатистой структурой, который легко чистится.

Таким образом, каждый вид имеет свои плюсы и минусы, поэтому важно ориентироваться на желания будущих владельцев, а также на их финансовые возможности. Велюр

Велюр

Жаккард

Натуральная кожа

Рогожка

Флок

Шенилл

Экокожа

Дополнительное оснащение

Диван – аккордеон состоит из: каркаса, основания, наполнителя и обивочной ткани.

В качестве ткани основной обивки может применяться кожа, экокожа, флок, велюр, шенилл, жаккард и другие.

Также он может комплектоваться дополнительными опциями:

  • ортопедическим матрасом. Он полностью повторяет изгибы тела, поддерживая его в правильном положении во время сна;
  • ящиком для белья. При раскладывании трансформирующегося механизма, под ним располагается удобный и вместительный бельевой ящик, куда можно сложить спальные принадлежности;
  • столиком. Очень удобный вариант, для любителей попить чай или кофе за просмотром телевизора. Также на него удобно ставить ноутбук;
  • накладками для боковин. Они защищают те места, которые больше всего подвергаются изнашиванию. К тому же, накладки являются функциональными, так как на них можно поставить чашку кофе, положить журналы, мобильный телефон;
  • съемными чехлами. Они помогают сохранить первоначальный внешний вид мебели, так как защищают обивку от интенсивного пользования;
  • боковыми полочками. Их можно использовать для хранения книг, журналов и предметов декора. Таким образом, все самое необходимое всегда будет под рукой.

Литература

  • Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. — 520 с.
  • Мирек А.М. Советские аккордеоны // Из истории аккордеона и баяна. — М.: Музыка, 1967. — С. 164—181. — 195 с.
  • Мирек А.М. Аккордеоны и баяны // Справочник по гармоникам. — М.: Музыка, 1968. — С. 83—114. — 131 с.
  • Мирек А.М. Аккордеон Демиана // Справочник к схеме гармоник. — М.: Альфред Мирек, 1992. — С. 9. — 60 с.
  • Фадеев И.Г., Кузнецов И.А. Аккордеоны // Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е издание, испр. и доп. — М.: Лёгкая индустрия, 1971. — С. 62—66. — 246 с.

Энциклопедические статьи

  • Аккордеон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1. — С. 82—83. — 1072 с.
  • // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 23. — 672 с.
  • Аккордеон // Музыкальные инструменты : энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 21. — 786 с.

Детская гармошка

Часто покупают детские гармошки, которые созданы специально для детей – чтобы развить слух, играть на них очень просто, как правило, они имеют всего одну тональность и минимальное количество кнопок. Некоторые дети начинают именно с такого инструмента, а потом поступают в музыкальную школу по классу баян или аккордеон. Кроме того, взрослым тоже будет интересно играть на такой гармошке, это отличный подарок на любой праздник. Нужно помнить о том, что гармонии сильно отличаются, и играть на них не так просто: если музыкант освоил один инструмент это не значит, что он сможет сыграть на другом типе гармошки. При этом отличаются не только строи, но и техники игры на тех или иных моделях. Лучше всего выбирать (особенно новичку) самый простой вариант и постепенно идти к более сложному.

Как устроена гармонь?

У гармони язычки колеблются в потоке воздуха, который нагнетает исполнитель, сжимая и растягивая мех. Они закреплены на металлических планках с прорезями, через которые и проходит воздух, и бывают разных размеров: одни массивнее и больше – эти язычки дают более низкие звуки, другие полегче и поменьше – здесь звуки получаются более высокими.


На каждой планке с двух сторон закреплено два язычка, разделенных кожаным клапаном таким образом, что при сжатии меха вибрирует только один из них, а при растяжении – другой. Соответственно, и прорезей, которые перекрывают язычки, тоже две.

Для усиления звука служат воздушные камеры — резонаторы, к которым прикрепляются планки. Эти резонаторы деревянные (как правило, еловые). Вместе с планками они собраны в блоки, которые устанавливаются внутрь корпуса гармони на деку – особую перегородку с отверстиями. Резонаторные блоки расположены с той стороны деки, которая ближе к меху, а со стороны корпуса находятся клапаны для подачи воздуха. Эти клапаны соединены с кнопками и прикрыты решеткой.

При нажатии кнопок клапаны открываются, воздух проходит через деку, и язычки колеблются, создавая звук.

Иногда размеры язычков на звуковых планках, а значит, их музыкальный тон, могут отличаться. Поэтому все гармони делятся на две большие группы: в одной язычки на «входе» и «выходе» одинаковые, самая знаменитая гармонь такого типа – хромка. Во второй группе эти язычки различаются, что дает звуки разной высоты. К этому типу относятся такие гармони, как тальянка (искаженное «итальянка»).

Особенности конструкции дивана-аккордеона

Механизм «аккордеон» отличается от других удобством и простотой в каждодневном использовании. Имитируя растягивающее движение гармошки, диван достаточно приподнять за нижний край (только до того момента, пока не щелкнет предохранительный замок) и развернуть сложенные части на себя. Физической силы для этого почти не требуется, а сама трансформация обычно занимает не больше 20 секунд. Чтобы еще больше упростить процесс, некоторые модели комплектуются прорезиненными колесиками или автоматическими рычагами.

Преимущество дивана-аккордеона состоит также в том, что получившаяся кровать не имеет перепадов по высоте, как это бывает в «книжках» и иных раскладушках гостевого типа. В развернутом виде спинка занимает центральную часть лежанки, сидение становится изножьем, а задняя часть оказывается под головой. Целиком конструкция характеризуется высокой прочностью и устойчивостью. Такие диваны нет необходимости перемещать перед раскладыванием, но следует предусмотреть свободную площадь, чтобы можно было расположить весьма просторное спальное место.

Настоящий комфорт в ночное время обеспечивает основание из гибких ортопедических ламелей, которые устанавливаются поверх ящика-короба или крепятся с помощью ножек. Верхнюю часть диван-кровати составляет матрас из трех поперечно расположенных матрасных блоков. Эти блоки скрепляются между собой эластичными связками, которые и позволяют легко двигать конструкцию в нужном направлении.

Описание некоторых моделей

По-прежнему ориентируясь на оставленные отзывы о моделях, попробуем выявить лучший диван-аккордеон. Отзывы, например, о модели «Барселона-1» говорят как о компактной и недорогой. Предмет мебели работает хорошо и обивка остается в отличном состоянии, несмотря на интенсивное использование. Претензии к производителю зачастую отсутствуют.

Следующий недорогой диван-кровать – «Магнус 160», его тоже часто отмечают покупатели. Имеет большие размеры в разложенном виде 200х160 и отлично подойдёт для семейной пары.

Ещё одна интересная модель — Rival «Аккордеон» 120. Это удобный, практичный и функциональный диван, такие выделяют его основные характеристики. Согласно отзывам, диван-аккордеон служит долго, и по истечении 5-6 лет по-прежнему остается в хорошем состоянии.

Как оказалось, потребителям отдать предпочтение какой-то определённой модели нелегко. А всё потому, что все участники нашего обзора сделаны добротно и качественно. Любая модель вполне может претендовать на титул победителя. И если клиент ориентируется на качество и функциональность мягкой мебели, то он вполне может остановить свой выбор на одном из диванов-аккордеонов.


Литература

  • Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. — 520 с.
  • Мирек А.М. Возникновение баяна. Современный баян // Из истории аккордеона и баяна. — М.: Музыка, 1967. — С. 71—97, 97—140. — 195 с.
  • Мирек А.М. Аккордеоны и баяны // Справочник по гармоникам. — М.: Музыка, 1968. — С. 83—114. — 131 с.
  • Мирек А.М. Справочник к схеме гармоник. — М.: Альфред Мирек, 1992. — 60 с.
  • Новожилов В.В. Баян. — М.: Музыка, 1988. — 63 с.
  • Фадеев И.Г., Кузнецов И.А. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е издание, испр. и доп. — М.: Лёгкая индустрия, 1971. — С. 11—13, 48—62. — 246 с.

Энциклопедические статьи

  • // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1. — С. 372—373. — 1072 с.
  • // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 60. — 672 с.
  • Баян // Музыкальные инструменты : энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 72—73. — 786 с.

Видео

Слушать гармонь

Частушки под гармонь

https://youtube.com/watch?v=du2l5PVJc9g

Алексей Воробьев

Яблочко


Лабутены

Цыганочка

Страдания гармонь

Блатная гармонь

История

В 1891 году баварский мастер Г. Мирвальд из города Зилетуе (Германия) несколько улучшил конструкцию ручной гармоники. У нового инструмента была трёхрядная кнопочная правая клавиатура с диапазоном в четыре октавы. Звук при разжиме-сжиме меха издавался одинаковый. Аккомпанемент левой клавиатуры поначалу состоял только из мажорных трезвучий, но вскоре он был усовершенствован и состоял из 12 басовых звуков в первом ряду (от меха), мажорных и минорных трезвучий во втором и третьем ряду соответственно.

Уже примерно в 1892 году такая гармоника стала известна в России, где систему звукоряда её правой клавиатуры стали называть «заграничной». Позже, — когда в XX веке эти инструменты стали изготавливать московские мастера (в частности — Ф. М. Захаров, П. П. Ватутин), а затем в других городах Центральной России, — этот звукоряд стали называть московским. В России московская раскладка является для баянов стандартной до настоящего времени.

Русские гармонные мастера внесли важное усовершенствование в конструкцию левой клавиатуры гармоники Мирвальда — они применили валиковый механизм, вместо механизма из гнутых рычагов. Валиковая система используется в современных ручных гармониках.. С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой и выборной клавиатурой изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы».

С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой и выборной клавиатурой изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы».

Баян включен в основную программу конкурсной программы молодёжных Дельфийских игр России.

Название

Иллюстрация 1897 года

Инструмент назван по имени древнерусского сказителя Бояна.

С 1890-х годов баяном называли различные виды гармоник, в том числе диатонические, которые обладали определённым качеством звучания. Их особенностью была чистая унисонная настройка двух или трёх одновременно звучащих язычков (в отличие от настройки в «разлив», характерной для аккордеонов). Так например в 1891 году в рекламном объявлении петербургского магазина А. Е. Кулакова встречается название «Кларнетные гармонии „Баян“» (это была диатоническая однорядная гармоника с тембром похожим на кларнет). Ещё в 1890 годах была популярна «Азиатская гармония „Баян“ с пятнадцатью клавишами и чрезвычайно приятным тоном». В 1903 году вышел «Новейший практический самоучитель : Для ручной гармонии рояльного (фисгармонного) строя, Вятской, Ливенской и кларнетной „Баян“» (составил С. П. Егоров. г. Рославль).

По отношению к хроматической 3-рядной гармонике слово «баян» впервые применено в «Прейскуранте музыкальных инструментов» П. А. Розмыслова в 1900 году в Санкт-Петербурге.

Баян Стерлигова

В сентябре 1907 года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов после более чем двухлетней работы изготовил баян для выдающегося гармониста Я. Ф. Орланского-Титаренко, который стал использовать название инструмента «баян» на своих афишах в начале мая 1908 года в Москве. Так же называл эту гармонику и сам мастер под влиянием рассказов рабочих, часто бывавших у него, о строящемся ими на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе крейсере «Баян». Рабочим он шутя выговаривал:

Для облегчения освоения нового вида хроматической гармоники, переходя на неё с игры на двухрядной гармони, Пётр Стерлигов изменил московскую раскладку трёхрядной правой клавиатуры и добавил вспомогательный ряд кнопок (1-й от меха), дублирующий четвёртый ряд. Раскладка правой клавиатуры Стерлигова получила название петербургской, и позднее — ленинградской (см. на ). В период 1930—1935 годов эта раскладка была вытеснена из использования более удобной московской раскладкой.

В 1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера — братья Генераловы, В. Самсонов и другие.


С этим читают